скорее домой       Библиотека правозащитника
Вы здесь: Главная / Библиотека / Отчеты по правам человека / Отчет Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой за 2003 год

 
Библиотека
Отчет Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой за 2003 год
Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ

3. ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ

4. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

5. ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

6. ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ

7. О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА СПРАВЕДЛИВОЕ СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО И СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

8. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

9. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

10. О НАРУШЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, ОБМЕНЕ И ВЫДАЧЕ ПАСПОРТОВ

11. НАРУШЕНИЯ ПРАВ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ И ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

12. О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ МИГРАНТОВ

13. ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННОГО МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА МАНСИ

14. ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

15. ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ВМЕСТЕ ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

16. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

17. СВОБОДА СЛОВА И ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

18. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ РАБОТЫ

19. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


12. О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ МИГРАНТОВ

Прошедший год – первый год, когда страна должна была ощутить на себе действие новых иммиграционных правил.

По мнению Уполномоченного, одним из негативных последствий ужесточения иммиграционной политики стало резкое изменение отношения к переселенцам из стран СНГ. С передачей миграционной службы в ведение силового ведомства – Министерства внутренних дел – изменилась практика применения Федерального Закона «О вынужденных переселенцах».

По данным Управления по делам миграции ГУВД Свердловской области, в течение 2003 года было рассмотрено 11 ходатайств (375 в прошлом году), ни один человек статуса вынужденного переселенца не получил (320 в прошлом году). Люди жаловались Уполномоченному, что работники Управления по делам миграции не принимают у них ходатайств, а лишь фиксируют в специальном журнале консультацию, мотивируя это тем, что и так завалены бумагами и, поскольку во всех случаях на ходатайство будет дан отказ, то это только лишняя трата времени и бумаги (обращение № 06-15/3495). Руководители Управления по делам миграции ГУВД Свердловской области не раз публично заявляли, что причины выезда заявителей – чисто экономические и не соответствуют требованиям п. 1 ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах». 

Уполномоченный не согласен с этим. Безусловно, сегодня в странах СНГ нет широкомасштабных насильственных межэтнических конфликтов, порождавших в прежние годы массовый исход русскоязычного населения на свою историческую родину. Однако причинами такого исхода были не только угрозы жизни и безопасности людей, но и многочисленные формы проявления дискриминации по национальному признаку. Возможно, эти формы нередко имеют неявный, скрытый характер и не всегда формально подпадают под весьма неопределенный по своему содержанию термин «преследование», упоминаемый в законе, однако это вовсе не повод для сугубо бюрократического и откровенно бездушного отношения правоохранительных структур России к переселенцам. 

В своих ходатайствах мигранты приводят многочисленные примеры таких не всегда явных форм дискриминации по национальному признаку, с которыми они сталкивались в странах своего прежнего проживания: бытовой национализм, ущемление трудовых прав по национальному признаку, непринятие у русскоязычного населения заявлений при обращении в органы внутренних дел. Возможно, эти явления не имеют массового характера, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что многие выходцы из России, оставшиеся на постоянное проживание в национальных республиках, приспособились к новым условиям жизни. Однако это не дает оснований ставить под сомнение правдивость каждого обращения в миграционную службу и субъективно отказывать в удовлетворении ходатайства на основании отсутствия доказательств фактов преследования по национальному признаку. Люди, каждодневно подвергавшиеся унижениям только из-за своей национальности и решившие вернуться на историческую родину, отказ в предоставлении статуса вынужденного переселенца воспринимают как предательство. Именно так расценила действия должностных лиц переселенка из Узбекистана М. (обращение № 06-15/378), решившая отстаивать свои права в судебном порядке. 

Количество вынужденных переселенцев, стоящих на учете в Управлении по делам миграции ГУВД Свердловской области, сокращается. В подавляющем большинстве люди снимаются с учета не в связи с тем, что обзавелись собственным жильем, а в связи с истечением срока предоставления статуса. По этой причине в 2003 году было снято с учета 423 семьи, или 1027 человек. 

Статус вынужденного переселенца предоставляется с целью оказания содействия в обустройстве. В случае если обзавестись собственной крышей над головой за эти годы не удалось, статус продлевался по заявлению вынужденного переселенца. Если заявление вовремя подано не было, переселенцев снимают с учета, их фактическое обустройство в расчет никем не берется. Восстановить утраченный статус возможно только в судебном порядке или по решению Федеральной миграционной службы МВД России. На практике же это сделать почти невозможно. 

В адрес Уполномоченного обратилась жительница Ревды Ж. (обращение № 06-15/826) с жалобой на утрату статуса вынужденного переселенца. Семья Ж. получила этот статус в Новгородской области, на Урал переехала в 2002 году. Получив штамп о постановке на учет в миграционной службе Свердловской области, Ж. решила, что должна пройти переучет ровно через год. Явившись с заявлением о продлении статуса, Ж. узнала, что уже полгода, как вычеркнута из списков. Ж. не смогла восстановить свой статус и в суде. К сожалению, не было взято во внимание ни фактическое жилищное обустройство семьи, ни то, что супруги Ж. – пенсионеры, Ж. – инвалид 2-й группы, на руках которой находится пожилая мать, перенесшая инсульт. Больше всего Ж. была обижена на невнимательное отношение к ней, на то, что пока работники одного отдела давали ей разъяснения о возможной помощи в приобретении жилья, работники другого отдела, не предупредив, сняли ее семью с учета. Формально все законно. Законность действий подтвердил суд. Однако с моральной точки зрения действия государственных служащих понять сложно. Три сотрудника Управления по делам миграции ГУВД Свердловской области отстаивали свою правоту перед юридически неграмотным человеком в суде. В итоге этой женщине рекомендовано ожидать решения жилищной проблемы по месту жительства в г. Ревде. Это наиболее частый совет со стороны миграционного органа, когда-то созданного для защиты интересов мигрантов.

Еще в начале года руководство Управления по делам миграции ГУВД Свердловской области информировало Уполномоченного, что вопросы жилищного обустройства вынужденных переселенцев решаются крайне медленно в связи с недостаточным финансированием. Условия предоставления жилищной субсидии являются невыполнимыми для многих семей, нередки случаи, когда переселенцы от субсидий вынуждены отказываться. Постепенно бремя обустройства вынужденных переселенцев ложится на администрацию муниципальных образований. 

Деятельность Управления по делам миграции ГУВД Свердловской области, направленная на борьбу с нелегальной трудовой миграцией, гораздо более ощутима. В течение 2003 года в Свердловской области более чем в два раза увеличилось количество иностранных граждан, получивших разрешение на право осуществления трудовой деятельности (более 3 тысяч в течение 2003 года против 1443 человек в 2002 году) и почти в четыре раза больше работодателей получили право на использование иностранной рабочей силы (более 200 против 52 в 2002 году).

 Однако, несмотря на такое явное увеличение, официальные цифры пока еще остаются очень далекими от реального положения дел. Количество иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Свердловской области, на порядок больше. На встрече Уполномоченного по правам человека Свердловской области с лидерами национальных диаспор отмечалось, что на территорию области ежегодно приезжают на работу более 100 тысяч граждан стран СНГ и работу находят все. Многим работодателям по-прежнему выгодно использовать труд мигрантов из стран СНГ, согласных на любую работу в любых условиях. У них нет никаких социальных гарантий, тяжелые условия труда и быта, низкие оплата труда и риск вообще не получить плату за проделанную работу. Тем не менее, количество иностранных граждан, прибывающих в область, не уменьшается, поскольку каждый трудовой мигрант прекрасно осведомлен о том, что работу найти в России можно и что в случае чего всегда можно откупиться. 

Ужесточение же законодательства привело не только к уменьшению числа нелегалов, но и к увеличению незаконных поборов с них. Лидеры национальных диаспор неоднократно обращались к Уполномоченному с жалобами на то, что у представителей их народа незаконно изымали документы, уничтожали миграционные карты. Нет никаких сомнений в том, что нелегальная трудовая миграция – большое зло для страны. Однако борьба должна вестись с явлением, а не с конкретными мигрантами. Сегодня им приходится платить за все, начиная с бланка таможенной декларации. Человек с нетрадиционной для Урала внешностью нередко совершенно беззащитен перед произволом нечистоплотных работников правоохранительных органов, становится сегодня для многих из них источником наживы. Растет количество гастарбайтеров, погибающих на территории области. 

В сентябре в адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение заместителя председателя комиссии по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека Республики Таджикистан Г. Х. Шариповой. Руководство Республики Таджикистан крайне озабочено резким увеличением случаев гибели своих граждан, выехавших на заработки в Россию. Только за 2003 год зафиксирован 241 случай. На долю Свердловской области приходится 33 случая, это второе место по России после Москвы. Г. Х. Шарипова отмечает, что большинство погибших – мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, у которых остались на родине семьи. Г. Х. Шарипова отмечала, что граждане ее страны, находящейся в сложном экономическом положении, вынуждены искать возможность заработков за рубежом, и приезжают в Россию с честными намерениями. Очевидно, не зная элементарных требований российского законодательства, они становятся заложниками своих работодателей.

Как показывают обращения в адрес Уполномоченного, в требованиях российского законодательства пока плохо разбираются не только сами иммигранты, но и правоприменители. Жительница п.Волковское Богдановичского района, переехавшая из Казахстана, пожаловалась на то, что в феврале была вызвана вместе с директором школы, в которой работала, в паспортно-визовую службу ОВД г. Богдановича (обращение № 06-15/1514). К. и ее работодателю был разъяснен порядок оформления на работу иностранного гражданина. Под страхом наложения штрафа на дирекцию школы, К. была вынуждена уволиться по собственному желанию. До увольнения К. работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, ее учительская категория была подтверждена уже в Свердловской области. Спустя некоторое время К. была принята в школу вновь на должность пионервожатой. Директор школы пожалела свою работницу, оставшуюся без средств к существованию.

По мнению работников ПВС Богдановичского района, К. имела право работать учителем, только получив разрешение на право осуществления трудовой деятельности. Между тем, как проинформировал Уполномоченного заместитель руководителя Управления по делам миграции ГУВД Свердловской области, согласно разъяснению ФМС МВД РФ, на преподавателей образовательных учреждений разрешительный порядок трудоустройства в России не распространяется, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования. 
Уполномоченный обратился к министру общего и профессионального образования Свердловской области с просьбой довести до сведения учреждений образования области разъяснения ФМС МВД РФ. Судя по многочисленным звонкам из различных образовательных учреждений области, с проблемой, аналогичной проблеме К., столкнулись многие учителя-переселенцы.

К. была восстановлена на работе в прежней должности. Вину за ее увольнение никто не хочет признавать. Согласно письму, полученному Уполномоченным от и.о. начальника РУО администрации Богдановичского района, письменных указаний работниками паспортно-визовой службы директору школы не давалось, К. уволилась по собственному желанию. И. о. начальника ОВД г. Богданович разъяснил Уполномоченному, что работники паспортно-визовой службы не имеют полномочий давать указания руководителю учреждения по приему, переводу, увольнению работников. Они просто разъяснили порядок оформления на работу иностранного гражданина. Никаких сожалений о том, что разъяснили неверно, выражено не было. Хотя это очевидно.

Вопросов, касающихся порядка осуществления трудовой деятельности в России, порядка получения разрешения на право использования труда иностранных рабочих, возникает немало. По просьбе лидеров национально-культурных объединений области Уполномоченным была организована их встреча за «круглым столом» с представителями Управления по делам миграции и Управления паспортно-визовой службы ГУВД Свердловской области. Как отмечали участники «круглого стола», они получили ответы на многие вопросы. Несмотря на то, что все законодательные акты публикуются в печати и при желании с ними можно ознакомиться в библиотеке, этого крайне недостаточно. Обращения в адрес Уполномоченного показывают, что люди не знакомы с элементарными требованиями, иностранные граждане не знают, где искать защиты и помощи. Деятельность Управления по делам миграции и Управления паспортно-визовой службы ГУВД Свердловской области по разъяснению положений и требований законодательства, своевременному информированию заинтересованных лиц о внесенных изменениях и правилах недостаточна. Большой вклад в решение проблемы информирования мигрантов об их правах и обязанностях, об изменениях российского законодательства, непосредственно затрагивающих их интересы, могли бы сыграть общероссийские и местные СМИ. К сожалению, эта тема очень редко присутствует в их материалах и передачах. Наши СМИ проявляют куда больший интерес к изменениям иммиграционного законодательства США и других развитых государств мира, нежели к законодательству собственной страны. 

Учитывая результаты многочисленных встреч с представителями национально-культурных обществ и обращения от жителей области, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства Свердловской области с просьбой поддержать идею создания в Свердловской области миграционного центра, деятельность которого была бы направлена на прием, временное размещение и оказание помощи трудовым мигрантам из стран СНГ в оформлении пребывания в РФ. Многие развитые страны мира, установившие строгие правила въезда в страну, тем не менее продолжают сталкиваться с проблемами незаконной трудовой миграции. Одним из средств борьбы с этим явлением является правовое просвещение потенциальных мигрантов, предупреждение их незаконного въезда. На их долю приходится большое количество инфекционных заболеваний, ввозимых в область, преступлений, которые они здесь совершают.

В Свердловской области успешно функционирует центр «Екатерина», существующий при поддержке грантов Агентства международного развития США «Айрекс». Предупреждение попадания российских женщин в рабство, оказание им помощи у себя на родине ведется не только из гуманистических, но и из сугубо практических целей: подобная работа способствует смягчению криминогенной обстановки и в США. 

Россия открыта для въезда граждан большинства стран СНГ, ее развитые промышленные регионы, к которым относится и Свердловская область, каждый год принимают все большее количество нелегальных трудовых мигрантов. Поэтому задача правового просвещения потенциальных мигрантов, информирования их о реальных потребностях региона в рабочей силе, о последствиях нелегального использования их труда сегодня крайне актуальна. Свердловская область сегодня заинтересована в иностранных рабочих из стран СНГ, однако для того, чтобы их пребывание не превращалось в головную боль региональных и местных властей, необходимо сосредоточить усилия не столько на регистрации и выдаче разрешений, сколько на организации процесса. 

 Речь о необходимости такой работы заходила еще год назад, во время встречи представителей делегаций Министерства иностранных дел Киргизской Республики и руководителей Федеральной службы МВД России. Андрей Черненко, возглавлявший в то время Федеральную миграционную службу, поддержал идею создания межгосударственной службы, которая не только обладала бы информацией о существующих вакансиях в различных регионах России, но и могла бы взять на себя оформление приглашений. Наличие представительств федеральной миграционной службы в республиках ближнего зарубежья облегчило бы эту задачу. Однако спустя год очевидно, что идея не получила своего развития на федеральном уровне. 

 Во многом решению задачи правового просвещения может способствовать создание регионального миграционного центра. Подобные центры существуют уже во многих регионах. Помимо оказания платных услуг центр может решать и еще одну проблему – социальную, оказание правовой и материальной помощи иностранным гражданам, попавшим в беду в России. Уполномоченный опасается, что применение различных карательных мер по отношению к недобросовестным работодателям может привести к тому, что область будет наводнена иностранцами, которым просто некуда будет идти, причем многие из них могут оказаться еще и без всяких документов. Подобные примеры в области есть. В конце года к Уполномоченному обратились представители таджикской и армянской диаспор с жалобой на то, что одно из предприятий области, в течение нескольких месяцев использовавшее труд рабочих из Таджикистана, выставило их из своего общежития, даже не заплатив за проделанную работу. Паспорта таджикских граждан были изъяты работниками правоохранительных органов, для возвращения документов необходимо было заплатить штраф. Поскольку депортация нарушителей российского законодательства крайне сложная и дорогостоящая процедура, как правило, наказание иностранных граждан сводится к наложению штрафа, далее они предоставлены сами себе. 

В Свердловской области в прошедшем году была создана и успешно функционирует под руководством первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике межведомственная комиссия по вопросам миграции. Комиссия объединила руководителей различных региональных и федеральных ведомств, так или иначе связанных с решением миграционных проблем, а также представителей общественных переселенческих организаций. Это позволяет оперативно обсуждать и решать многие проблемы. С учетом мнения всех членов комиссии была разработана «Концепция миграционной политики Свердловской области», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области.

Уполномоченный связывает большие надежды с реализацией данной концепции, от чего немалой степени зависит оптимизация взаимоотношений коренного населения области, с одной стороны, и переселенцев и трудовых мигрантов, с другой.

13. ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННОГО МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА МАНСИ

Народ манси назван в перечне из 37 коренных малочисленных народов России, по отношении к которым статьей 69 Конституции Российской Федерации продекларировано, что государство берет на себя особые полномочия по обеспечению развития этих народов, сохранения их самобытности. 

К сожалению, социально-экономические преобразования последних десяти лет поставили Россию в число государств, для которых вопросы, связанные с обеспечением и соблюдением прав коренных и малочисленных народов, носят острый характер. По данным переписи на территории нашей области сейчас проживает всего 194 манси, а до начала перестройки их было около 300. Население единственного на Урале коренного малочисленного народа уменьшается, поэтому помощь манси остается одним из приоритетных направлений в деятельности Уполномоченного по правам человека. 

В поисках путей решения серьезной национальной проблемы Уполномоченный провел рабочие встречи с руководством муниципального образования «Город Ивдель», с представителями общественной организации «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию манси», самими манси. Эти встречи, выезды в отдаленные поселения манси позволили получить объективную информацию о ситуации - необходимо срочно принимать серьезные управленческие решения по поддержке коренного населения области, которое, по сути, вымирает. 

В 19 поселениях Ивдельского района разбросанных по большой территории сейчас живут 141 манси. Из них 69 женщин и 27 детей. Непосредственно в лесных поселениях осталось 80 представителей коренного народа, из которых 31 женщина. Манси, обосновавшиеся в труднодоступных местах, практически отрезаны от мира - дороги давно не ремонтировали, мосты через реки разрушены.

Переход на рыночную экономику привел к падению уровня жизни манси. Среди них осталось всего 4 работающих, 89 человек готовы трудиться, только где и кем? Старые ружья, рыболовные снасти приходят в негодность, скоро манси нечем будет заниматься охотой и рыбалкой. 

Растет количество заболеваний туберкулезом, вирусным гепатитом, кожными инфекциями. Почти половина представителей народа манси имеют только начальное и неполное среднее образование, 17 процентов не получили даже начального образования.

Как подсчитали в администрации муниципального образования, денежные доходы манси в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя. Размер пенсии составляет 28 процентов прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на территории Свердловской области. Абсолютное большинство манси находится за чертой бедности. 

В отдаленных поселениях живут точно такие же, как мы, люди нашего государства. И они тоже имеют право получать образование, медицинскую помощь и профессию, жить в теплых квартирах, пользоваться электричеством и общественным транспортом. В государственном бюджете заложен равный социальный стандарт для всех жителей страны, поэтому нужно принимать программы, создавать структуры, которые бы этот стандарт доводили до манси. 

Финансовые вложения в развитие манси, которые периодически делают руководство области и муниципального образования - это не благотворительность, а необходимая деятельность, помогающая решить хотя бы часть проблем людей, сохранить поселения. На выделенные из бюджета средства закупают и доставляют манси продукты. 

Живут манси в основном за счет пенсий – это единственный стабильный доход. Сейчас трудовые пенсии по старости получают всего 7 человек, еще 10 - социальные. Пенсии по потере кормильца назначены 7 манси, 1-му по инвалидности. На такие деньги накормить, одеть, обуть семьи сложно. В урожайные годы манси, обитающая в лесных поселениях, продают, меняют на картошку клюкву, бруснику, кедровые орехи. 

На приусадебных участках здесь практически ничего не растет – холодно, да и грунт скалистый. Некоторые женщины шьют на продажу унты. Обувь качественная, зима в ней не страшна и люди довольно охотно ее покупают, только вот как попасть на базар, если до города полторы сотни километров, а общественный транспорт не ходит? 

Управление социальной защиты муниципального образования «Город Ивдель» радо предоставить манси адресную помощь, на которую они имеют право как неимущие, но по действующим правилам для ее предоставления нужно каждый квартал предъявлять справки из Ивдельского центра занятости и Бурмантовского поселкового совета. Расстояние между этими населенными пунктами большое, автобус ходит не каждый день. Для того чтобы собрать документы жителям Тресколья, например, нужно потратить больше 180 рублей на дорогу и несколько дней на хождение по кабинетам. На получение справок уходит почти вся материальная помощь, поэтому и не спешат манси в соцзащиту. То же самое с предоставлением манси пособия по безработице, для получения которого надо каждый месяц отмечаться в центре занятости населения. 

Одному из самых старых манси района Алексею Тасманову 74 года. Живет он с женой Марией в поселении из четырех домиков, которое называется Лепля. Раз в полгода отправляется в Ивдель получить пенсии – свою и жены - и купить продуктов. Летом почти за три дня преодолевает старый охотник по лесной тропе около 40 километров до Бурмантово - поселка, из которого два раза в неделю ходит автобус в город. Ночует в охотничьих избушках или у костра. Домой на себе приносит килограммов 25 продуктов. Зимой добирается на «Буране», он пока на ходу, а вот передвижной электростанции у Тасмановых нет, и в ХХI веке живут с керосиновой лампой.

В советское время медики регулярно выезжали в дальние поселения - проводили осмотры, делали флюорографию. В случае необходимости манси могли обратиться за помощью к медикам, которые работали в разместившихся неподалеку исправительных колониях. Сейчас у манси нет даже раций, поэтому если в Тресколье тяжело заболел человек, отправляют гонца в поселок Вижай, откуда можно позвонить, вызвать из Ивделя врача. По реке до Вижая добираются почти полдня, пешком – несколько суток. Не каждый больной выдержит, пока прилетит вертолет. 

Как рассказал депутат 12-го Ивдельского избирательного округа И. Соболев, вопрос о профилактике заболевания манси туберкулезом обсуждался на заседании местной Думы. Главный врач района заявил, что медики не могут ездить в дальние селения, потому что дороги туда разбиты, нет транспорта и горючего. Но ведь в экстренных ситуациях находят возможность забрать оттуда больного. Вместо того чтобы периодически арендовать за большие деньги вертолет, лучше оборудовать «вахтовку» на базе автомобиля «Урал» рентгеновской установкой, другим необходимым медицинским оборудованием и, несмотря на бездорожье, отправить передвижную медицинскую бригаду в отдаленные поселения, провести на месте диспансеризацию коренных жителей. После обращения с таким предложением к Председателю Правительства Свердловской области А.П. Воробьеву Уполномоченный по правам человека получил ответ, в котором сообщается, что Министерство здравоохранения области запланировало на 2004 год два выезда в город Ивдель специалистов выездной поликлиники областной клинической больницы № 1, в ходе которых все манси, проживающие в муниципальном образовании город Ивдель, пройдут медицинский осмотр. 

Пока нет точных данных о количестве манси, больных туберкулезом. В Ивдельской центральной районной больнице знают только о тех, кто сумел обратиться к медикам. Насколько нам известно, среди манси есть пять больных открытой формой туберкулеза. Почти полгода проходили курс лечения в противотуберкулезном диспансере Ханты-Мансийского округа два жителя Ивдельского района, у которых обострились заболевания во время выезда на национальное телевидение для записи программы. Сейчас Уполномоченный по правам человека прорабатывает механизм доставки и организации лечения в областном центре семилетнего мальчика из юрты Анямова, у которого подтвердился диагноз - туберкулез. 

Средняя продолжительность жизни у мужчин манси около 45 лет, у женщин - 55. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента представителей коренных народов. Показатели заболеваемости в муниципальном образовании «Город Ивдель» в полтора раза выше среднероссийских. Увеличилась младенческая смертность. При этом за последние 4 года снизилась на 40 процентов численность врачей, почти на 30 процентов - среднего медицинского персонала. На треть сократилось число койко-мест. 

Конечно, вопрос сохранения здоровья коренного народа непрост. Как противостоять туберкулезу, если большинству манси не по карману полноценное питание. 

У наших соседей в Ханты-Мансийском автономном округе во многом решены экономические проблемы манси, а вот родной язык находится под угрозой исчезновения. Говорят на нем только 36,7 процента коренных жителей, остальные общаются на русском. А на севере нашей области манси в чистоте сохранили язык, соблюдают обряды. Для того, чтобы погрузиться в традиционную мансийскую среду, минувшим летом в отдаленные поселения Ивделя впервые прибыли члены языковой экспедиции из Ханты-Мансийского автономного округа. 

Правительство Свердловской области поддержало проведение экспедиции, в ее организацию активно включились Уполномоченный по правам человека, администрация муниципального образования «Город Ивдель», Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. 

Медвежьи игрища у нас давно не проводились и депутаты Ассамблеи коренных и малочисленных народов Севера при поддержке Правительства Свердловской области надеются в скором будущем организовать здесь этот обряд. Заместитель председателя правительства области С.И. Спектор пообещал поспособствовать в сооружении большого культурного центра в поселении юрта Анямова. На его базе можно будет не только проводить обряды, но и открыть библиотеку, заниматься сбором экспонатов для музеев. 

Жителям юрты Анямова организаторы экспедиции подарили видеомагнитофон и подборку видеокассет с сюжетами о предыдущих экспедициях, фильмами о манси, снятыми еще во времена Советского Союза. Телевизор в селение есть, бочку бензина для передвижной электростанции им привезли, так что вечерами манси будут собираться в избе Савелия Бахтиярова чтобы посмотреть кино, вспомнить дни, проведенные вместе с участниками экспедиции.
До недавнего времени посетителям областного краеведческого музея показывали вещи манси, собранные в Ханты-Мансийском автономном округе. А теперь, благодаря тому, что в экспедиции приняла участие кандидат исторических наук, Е.М. Главацкая, которая работает научным сотрудником музея, в экспозиции появился 41 экспонат, изготовленный представителями коренного народа Урала. 

Больше 10 лет в Ивдельском районе не было мансийских свадеб. Проблема в том, что парни и девчата - кровные родственники. Уполномоченный по правам человека во время рабочей поездки в Ханты-Мансийский автономный округ не только познакомился с опытом работы представителей Ассамблеи коренных и малочисленных народов Севера, общественной организации «Спасение Югры», научно-исследовательского института обско-угорских народов по созданию нормативных документов, регулирующих жизнь аборигенов, по сохранению народности манси, ее развитию, но и передал данные об ивдельских женихах и невестах, чтобы подобрать им пары. 

Новые семьи манси не появятся, если мы не будем создавать поводы для встреч, знакомства молодых людей, живущих в разных территориях. Поэтому организаторы экспедиции пригласили в Тресколье потенциальных женихов и невест из Ханты-Мансийского автономного округа. Такое сватовство - дело, конечно, тонкое. Общение, выполнение различных заданий в ходе экспедиции дали возможность многим раскрыться, завязать отношения с понравившимся человеком. Появился реальный шанс справить несколько свадеб. Как стало недавно известно, одна из участниц экспедиции, медсестра по образованию, готова не только выйти замуж, но и переехать в Тресколье. Если власти найдут возможность принять ее на работу фельдшером, то у нас не только появится новая мансийская семья, но и будет в дальнем поселении свой медик, помощь которого так нужна. 

С идеей организовать на севере нашей области национальный поселок выступило созданное в Ивделе несколько лет назад «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию манси». Председатель этой общественной организации Е.М. Алексеев предлагает создать в области природный этнографический парк коренных малочисленных народов, собрать их в национальный поселок, чтобы они жили все вместе, а не по 3, 7, 10 человек, как сейчас. Какие от этого преимущества? Деньги из бюджета целенаправленно пойдут на развитие поселения, появится реальная возможность построить сюда нормальную дорогу, провести электричество, наладить медобслуживание… А родовые угодья останутся у каждого свои, там, где сейчас находятся юрты. Захотел, выехал к себе на охоту или по ягоды.

Алексеев и его коллеги разработали и отправили в зарубежные фонды четыре проекта – по развитию экологического туризма, выращиванию и переработке кедрового ореха, радиолы розовой, снабжению манси радиостанциями. В Тресколье побывал эксперт из Дании, на месте ознакомился с ситуацией. Он остался доволен тем, как идет реализация проекта, который включает в себя не только кадастровые исследования, обмеры родовых угодий, но и принятие соответствующего законопроекта в областной Думе. Проект этого документа называется «О статусе и гарантиях прав манси – коренного малочисленного народа Свердловской области». Разработчики закона отправляли его на своеобразную рецензию в администрацию Ивделя и в поселения манси. Ответы получили положительные. Теперь ждут, когда документ рассмотрят депутаты областной Думы. Без закрепления за манси родовых угодий не удастся осуществить важный проект - создать национальное предприятие «Фактория», в котором манси смогут работать промысловиками, охотниками, проводниками. Это будет такая система торговли и товарообмена, где за предметы первой необходимости, патроны и продовольствие манси расплатятся товарами традиционного промысла - мясом, рыбой, пушниной, ягодами. В соответствии с постановлением Правительства области администрация Ивделя уже приобрела здание под общежитие «Фактории». Планируется поставить здесь и центральную радиостанцию, и холодильники для дикоросов, мяса.

Уполномоченный по правам человека инициировал подготовку заявки общественной организации «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию манси» на грант Всемирного банка на поддержку коренных народов, направил соответствующую рекомендацию. 
Для создания коренному народу условий для зарабатывания денег, налаживания нормальной жизни, по мнению ряда специалистов, нужно закупить для манси поголовье оленей, выделить средства на строительство стойбищ и хозяйственных построек. Прежде на оленях ездили в Ивдель. Из оленьих шкур манси шили одежду и обувь, а из мяса этих животных получали необходимые витамины. 

Олени были на Лозьве до середины 90-х годов, пока не прекратился государственный забой волков. Хищников тогда расплодилось столько, что в конце 80-х пелымские манси, например, потеряли за одно лето полстада оленей. 
Требует внимания Правительства области разработка образовательных программ для манси, организация преподавания родного языка детям в школе-интернате поселка Полуночный. Уполномоченный по правам человека считает целесообразным учредить специальные стипендии ребятам, которых районное Управление образования направляло бы на учебу в вузы, готовило свои национальные кадры учителей и специалистов других профессий. Хорошо бы организовать им выплату компенсации расходов на проезд, подъемные для выпускников, потому что они из малообеспеченных семей. 

Сейчас при поддержке Ассамблеи и Уполномоченного в университете Ханты-Мансийска за счет средств окружного бюджета учатся две девушки из Ивдельского района на факультете родного языка и родной литературы, а один парень в филиале Санкт-Петербургского института кинематографии. Для подготовки своих специалистов надо за счет средств областного бюджета направлять абитуриентов из числа коренных народов Севера на подготовительные курсы для подготовки к учебе в высших учебных заведениях, потому что уровень интернатского образования манси не позволяет детям-манси обучаться наравне с другими.

Знания детям манси даются совсем непросто, порой им для того, чтобы добраться до школы-интерната поселка Полуночное приходится идти несколько десятков километров, нести увесистые сумки с вещами. Между каникулами ученики не видят родителей по несколько месяцев, и, конечно, очень скучают. А ведь есть основания открыть малокомплектные школы, приблизить начальную школу к родовым угодьям. Кстати, это поможет сохранить язык и традиции. К сожалению, сейчас 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек) в возрасте до 15 лет, проживающие в труднодоступных населенных пунктах, не имеют возможности получать образование.

По состоянию на 24 ноября 2003 года, девяти манси не удалось обменять паспорта. Более года вынужден жить без этого документа, нарушая закон, П.М. Бахтияров. Он еще в прошлом году потерял паспорт, когда, налетев на корягу, перевернулась лодка. Сделать заявление в милицию, предпринять необходимые действия для восстановления документа он не смог. Причина простая – просто нет денег на то, чтобы выбраться в город, сфотографироваться, оплатить госпошлину, прожить несколько дней в городе пока готовят документы. Эту проблему возможно решить, направив в отдаленные поселения специалистов паспортно-визовой службы, фотографа. Иначе скоро ряд манси останутся без документов, и помочь им получить их, а значит и пенсии, пособия, будет еще сложнее. После обращения по этому поводу к начальнику ГУВД Свердловской области В.А. Воротникову получен ответ, что разработан план-график документирования манси с выездом в отдаленные поселения сотрудника паспортно-визовой службы и фотографа. До конца года паспорта им будут оформлены. 

Чтобы активнее отстаивать интересы манси ивдельская общественная организация еще три года назад предложила избрать в состав областной Думы представителя от малочисленного коренного народа. Даже кандидатуру присмотрели, но решение по этому поводу пока не принято. 
Пытаясь решить проблемы манси, после долгой проработки летом этого года городская Дума утвердила комплексную программу социального и экономического развития муниципального образования «Город Ивдель» как территории проживания манси. Этот документ при поддержке Уполномоченного по правам человека 15 декабря 2003 года был представлен главой муниципального образования П.М. Соколюком на заседании Правительства Свердловской области. И впервые в нашем субъекте областной кабинет министров принял программу мероприятий, направленных на развитие коренных малочисленных народов Севера. Правительство области обязало Министерство финансов при разработке проекта областного бюджета на каждый год - до 2011-го - предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию этого малочисленного народа.

На реализацию программы потребуется более 9 миллионов рублей. 66 процентов выделяется из федерального бюджета, 27 из областного и 7 процентов из муниципального. На эти средства планируется закупить лекарства, оборудование для флюорографии, дизельные установки, рыболовецкие снасти, оружие и боеприпасы.

Программой предусматриваются также меры по сохранению национальной культуры и языка мансийского народа, развитию охотничьих и рыболовных промыслов. Среди важных мероприятий - приобретение 7 тысяч племенных домашних оленей, сооружение 50 тысяч километров ограждений для оленьих пастбищ, строительство промежуточных баз для оленеводческих и охотничьих бригад. Не забыли разработчики программы и об организации производства по выпуску сухих лекарственных растений, строительстве цехов по выделке шкур и пушнины. 

По мнению Уполномоченного по правам человека надо ограничить доступ людей в отдаленные поселения. Сохраняя традиционные места проживания манси, открыть в Тресколье заповедную этнографическую территорию, чтобы техника не нарушала растительный покров. Лучше организовать здесь мастерские по изготовлению сувенирной продукции, разработать сюда маршрут экологического туризма. Найдутся люди, готовые платить деньги за путешествие в прошлое, чтобы посмотреть, как живет коренной народ Урала.

Если к манси можно будет легко добраться – а дороги должны скоро отремонтировать, то увеличится риск того, что сюда в больших объемах повезут гидролизный спирт, который в Ивделе можно купить за бесценок. Подпоив от природы не жадных манси, у них будут выманить шкурки, ягоды, кедровые шишки. Найдутся люди, которые воспользуются наивностью манси, отсутствием у них юридической грамотности. Так что цивилизация может нанести им большой вред. 

Нужно считаться с особенностями этого народа. Беда в том, что в печени вогулов нет фермента против алкогольной зависимости, поэтому они быстро спиваются. Эту тему с удовольствием смакуют некоторые СМИ, не разобравшись в проблеме, которую порождает неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне. 

Надо закончить с ритуальным обозначением пристального внимания к проблеме коренного народа. Только выработав единую стратегию, органы государственной власти, местного самоуправления и общественные организации совместными усилиями смогут решить проблемы манси, сохранить их самобытный уклад жизни в третьем тысячелетии.

14. ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

К сожалению, в области пока не удалось остановить процесс закрытия детских садов. События января 2003 года, когда МВД РФ потребовал от субъектов федерации закрытия дошкольных учреждений – тому подтверждение. 

Для восстановления нарушенных прав детей на дошкольное образование Уполномоченный считает целесообразным проведение проверки прокуратурой Свердловской области исполнения федерального законодательства органами местного самоуправления и их должностных лиц в организации содержания и развития муниципальных организаций дошкольного образования.

Проблема закрытия детских садов уже выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления и настала необходимость ее рассмотрения на уровне Правительства области, где необходимо разработать комплекс мер по восстановлению сети детских садов.

На начало 2001/2002 учебного года сеть дневных общеобразовательных учреждений области сократилась на 95 школ (в 2000/2001 учебном году на 42 школы), численность обучающихся - на 31511 человек. В целом численность учащихся общеобразовательных школ к началу 2002/2003 учебного года сократилась на 8,3 процента.

Для выявления причин нарушения права детей на получение ими основного образования Уполномоченным совместно с областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, представителями исполнительных органов государственной власти области изучил работу образовательных учреждений и управлений образования в рабочем поселке Малышева, городах Асбест и Каменск-Уральский, Белоярском и Каменском районах по выполнению постановления Правительства области «Об утверждении Положения о порядке выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения и обеспечения гарантий получения ими основного образования в Свердловской области».

В 1996 году опекуном 4-летнего Димы Мамонтова, проживающего в городе Асбесте, стала его бабушка, Т.М. Мамонтова. 1 сентября 2000 года Дима пошел в школу, но уже через месяц стал систематически пропускать занятия по неуважительным причинам. А с апреля 2001 года бабушка вообще перестала его отпускать в школу, мотивируя свой отказ тем, что к нему плохо относятся педагоги, обижают сверстники и она сама даст ему образование. 

Контрольные обследования семьи опекуна показали, что ребенок не учится, находится без контроля. Принимаемые к Т.М. Мамонтовой меры убеждения педагогами школы, работниками управления образования и органов опеки и попечительства результата не дали, поэтому 5 февраля на заседании комиссии Попечительского совета  города Асбеста решили поместить Диму в круглосуточную группу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

На 1 сентября 2003 года в области без уважительных причин не посещали школу 1635 детей. По информации ГУВД Свердловской области в 2002 году среди несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, было более 300 неграмотных детей, а свыше 5 тысяч детей имели только начальное образование, хотя возраст их составлял более 13 лет. 
Уполномоченный считает, что сегодня практически нет причин, которыми можно оправдать рост числа неграмотных и имеющих только начальное образование детей. Несвоевременное устройство в школу детей из неблагополучных семей и семей, где родители самоустраняются от воспитания и обучения, отсутствие специальных программ необходимого уровня, методов воспитания и обучения таких подростков ведет к тому, что в дальнейшем приходится затрачивать огромные усилия и средства на их реабилитацию и образование.

 45 процентов обращений, поступивших к Уполномоченному в 2003 году, связаны с защитой прав ребенка - это жалобы на нарушение их жилищных прав. Незаконное выселение из домов, подлежащих сносу, выселение из жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения, нарушение правил выдачи ордеров при предоставлении жилой площади в общежитии – вот далеко не полный перечень оснований, по которым решением суда выселяются не только одинокие матери с несовершеннолетними детьми, но и молодые семьи с детьми. Почти каждый пятый ребенок из семей, обратившихся к Уполномоченному - из числа детей-инвалидов. 

Начальник ГУИН Минюста РФ по Свердловской области Н.Е. Ткачев обратился к Уполномоченному с просьбой оказать содействие семье гражданина Р. с несовершеннолетним ребенком, инвалидом детства (обращение 06-16/440), в защите права на жилье. Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 28 января 2003 года было удовлетворено исковое заявление ОАО «Верх-Исетский металлургический завод» о признании ордера недействительным и выселении семьи гражданина Р. из общежития без предоставления другого жилого помещения, хотя отдел по проблемам семьи и детей администрации Верх-Исетского района в письме от 27 января обратился в Верх-Исетский районный суд с просьбой отказать ОАО «Верх-Исетский металлургический завод» в удовлетворении исковых требований о выселении семьи гражданина Р. из общежития. 

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда определением от 1 апреля решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга по иску ОАО «Верх-Исетский металлургический завод» отменила, и направила дело на новое рассмотрение. Уполномоченный на новое рассмотрение дела в Верх-Исетский суд направил своего представителя. При новом рассмотрении дела судом было отказано в иске ОАО «Верх-Исетский металлургический завод» о выселении семьи гражданина Р. без предоставления другого жилого помещения.

Изучение судебных решений показывает, что по делам, где рассматриваются проблемы несовершеннолетних, органы опеки и попечительства принимают участие только в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством. Однако по большинству гражданских дел о признании сделок с нежилыми помещениями недействительными, об изменении договора жилищного найма и о выселении без предоставления другого жилого помещения специалистов по охране прав детей органов опеки и попечительства не приглашают и ходатайства об их участии в судебном разбирательстве отклоняются. 

Уполномоченный приходит к выводу о том, что в сложившейся судебной практике в рамках действующего законодательства при разрешении жилищных споров преобладает подход к защите прав собственника при ущемлении прав детей.

Бедность семей с детьми, социальное сиротство, наркомания, токсимания и алкоголизм среди детей приводит к беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и гибели детей.

По данным прокуратуры области в 2003 году на учет подразделений органов внутренних дел поставлено более 3 тысяч неблагополучных семей. Спасаясь от пьянства и насилия в семье, дети уходят от родителей, из-под надзора государственных учреждений, оказываются в ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Только за 11 месяцев 2003 года органами внутренних дел задержано более 30 тысяч безнадзорных и беспризорных детей.
Растет количество несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в области более тысячи детей находится в больницах, приютах и других учреждениях временного пребывания, не обеспечивающих их нормальное воспитание и развитие. Каждый второй несовершеннолетний этой категории не имеет опекуна или попечителя.
Изучение Уполномоченным выполнения закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав городов Кировград, Нижняя Салда, Нижний Тагил показало, что в повседневной деятельности муниципального образования «Город Нижний Тагил» (глава Н.Н. Диденко) много делается для обеспечения оптимальных условий жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Отделом опеки и попечительства муниципального образования «Город Кировград» (глава А.Л. Смирнов) уделяется большое внимание защите имущественных прав несовершеннолетних. Здесь постановлением главы города утверждено «Положение о порядке защиты жилищных прав несовершеннолетних», отслеживается законность сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние, при направлении детей в социальные учреждения за ними закрепляют и сохраняют жилье. 

Большую работу по реабилитации осужденных несовершеннолетних проводит Попечительский совет при воспитательной колонии № 1 г. Краснотурьинска (председатель - заместитель управляющего Северным управленческим округом О.К. Полянская). Активную роль в решении задач трудоустройства несовершеннолетних выполняют Центры занятости населения городов Краснотурьинск, Красноуральск, Карпинск и Североуральск.

Вместе с тем, результативность работы в этих муниципальных образованиях по профилактике повторной преступности среди несовершеннолетних, реабилитации осужденных и вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа недостаточно эффективна.

Анализ повторной преступности среди несовершеннолетних по состоянию на 1 июля 2003 года в этих муниципальных образованиях показывает, что из 555 несовершеннолетних, совершивших преступления и привлеченных к уголовной ответственности, 151 (или 29 процентов) – ранее судимые или привлеченных к уголовной ответственности, что на 18 процентов больше, чем за аналогичный период 2002 года. Ими совершено 190 преступлений или 34 процента от общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Сложилась практика, когда при условном осуждении несовершеннолетних суды не всегда используют возможность возложения на несовершеннолетних исполнение определенных обязанностей, способствующих его исправлению: не менять постоянное место жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего перевоспитание осужденного, не посещать определенные места. Так, Красноуральским городским судом лишь в 29 процентах приговоров используется эта форма воздействия на осужденных, а в 15 процентах приговоров при условном осуждении несовершеннолетних из поселка Сосьва дополнительные обязанности на них вообще не возлагаются. 

 По итогам 11 месяцев преступность среди несовершеннолетних в целом по области возросла на 3,5 процента. Рост преступности среди несовершеннолетних отмечается в 24 территориях области, наиболее высокий в городах Камышлове, Богдановиче, Реже, Верхней Пышме, Невьянске, Североуральске, Асбесте, Октябрьском и Чкаловском районах г. Екатеринбурга. 

В 2003 году в области коренным образом пересмотрена идеология работы с семьей, формируется ориентация на профилактику детского и семейного неблагополучия. Основные аспекты в деятельности специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей направлены не на работу с семьей, которая переступила черту и находится за социальной чертой, а с семьей благополучной, здоровой, но испытывающей те или иные трудности в повседневной жизни.

Сохранилась в области тенденция увеличения количества семей социального риска и числа несовершеннолетних детей в них. Не сокращается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и доля социальных сирот среди них. Растет число детей, изъятых у родителей, а также детей, самостоятельно ушедших из семей. 
В сентябре прошлого года главе города Нижняя Салда органом опеки и попечительства было направлено представление о необходимости изъятия Ильи Волкова, 1995 года рождения у семьи Водоломовых. Как стало известно в ходе проверки, Илью систематически избивал отчим А.В. Водоломов. Мальчика постоянно заставляли выполнять тяжелую физическую работу - возить воду, полоть грядки, стирать белье… 

1 сентября 2002 года Илья пришел в школу с множественными ушибами тела, ссадинами, сотрясением головного мозга легкой степени и ожогом щеки. Как было установлено – это отчим прикладывал к его щеке раскаленный утюг. 

Илью поместили в стационар детской больницы на лечение. Постановлением главы города его забрали у матери до решения суда. По исковому заявлению органа опеки и попечительства приговором Нижнесалдинского городского суда от 18 декабря 2002 года отчима признали виновным по статье 117 ч. 2 п. «г» (причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в отношении несовершеннолетнего). Ему назначили наказание в виде лишения свободы сроком на два года в исправительной колонии общего режима. 

Такой пример жестокого отношения к детям, к сожалению, не единичен. Но примеров доведения до суда – единицы.

В настоящее время все чаще на всех уровнях гражданского общества звучит вопрос об ужесточении спроса с родителей за безответственность перед детьми. Следует отметить, что за последние годы органы внутренних дел, опеки и попечительства, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав значительно усиливают спрос с родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей. Но сложившаяся ситуация с состоянием прав детей в области свидетельствует о том, что сегодня этого недостаточно. 

Уполномоченный считает, что причиной возникновения проблем детства является не только неэффективная государственная семейная политика, но и семья ребенка, его родители. При определении первоочередности вины родителей - мамы или отца, необходимо руководствоваться частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, где говорится, что «забота о детях, их воспитание -  равное право и обязанность родителей». 

Продолжение

К содержанию
 
Примечания редактора сайта:
Уполномоченный в отчете о работе ОО "Сутяжник"
Не снижает активности ОО «Сутяжник» >>>
Правовым просвещением активно занималось и общественное объединение «Сутяжник» >>>
Доклад ОО «Сутяжник» о нарушениях  прав человека  в Свердловской области в 2003 году >>>


скорее домой