Опубликовано: Деменева А. В. «Теперь начальников не будут ущемлять» //
Юридический вестник, май 2003; Деменева А. В. «Раз
назвался ты начальником…» // Юридический мир, июнь 2003
Статья о признании Верховным судом Российской Федерации
незаконным пп. «а» п. 15 Постановления Совета министров
СССР «О порядке и условиях совмещения профессий
(должностей»), ограничивающим право начальников отделов,
цехов и других управленцев среднего звена на получение
оплаты за совмещение профессий.
22 года государство экономило на менеджерах среднего звена.
Вопреки распространенному мнению о повсеместном нарушении трудовых прав
работника,
заметим, что права руководителей тоже могут быть ограничены. Такое ограничение
может
иметь место вследствие действия законодательных норм, а не только
правоприменительной
практики. 22 года в нашей стране действовала норма, которая предписывала
руководителям
всех уровней выполнять дополнительную работу без дополнительной оплаты. Разве
это не
ущемление трудовых прав начальника?
Плановики и бухгалтеры знают, что согласно статье 151 Трудового кодекса РФ
работнику,
выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой,
обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии
(должности)
или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения
от своей
основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или
исполнение
обязанностей временно отсутствующего работника.
Совмещение профессий и должностей связано для работника с получением
дополнительного
заработка и возможностью реализовать свои способности и навыки в другой либо
близкой к
основной профессии сфере деятельности.
Законодательно устанавливая возможность получения доплаты за дополнительно
выполняемую
работу, государство поощряет работника, способного выполнять работу и по своей
профессии
(должности) и заменить работника, отсутствующего по каким-то причинам или
вообще пока не
принятого на работу. В законодательстве могут устанавливаться исключения и
содержаться
запреты на совмещение профессий (должностей), например, в сфере государственной
и
муниципальной службы, управления акционерными обществами.
Так, статья 11 Федерального закона «Об основах государственной службы в
Российской
Федерации» устанавливает, что
Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,
научной и
иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской
Федерации,
законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации,
органов
местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных
лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное
не
предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным
законом и
законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в
управлении этой
организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в
государственном органе,
в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно
подчинен или
непосредственно подконтролен ему.
Статья 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации» налагает аналогичные ограничения в сфере совмещения на
муниципального
служащего.
В соответствии с абз. 4 п. 3 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных
обществах», совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного
исполнительного органа
общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального
исполнительного
органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других
организаций
допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета)
общества.
Данные ограничения оправданны, так как служат обеспечению прав и законных
интересов
других лиц. В сфере государственной и муниципальной службы – предотвращению
злоупотребления властными полномочиями и обеспечению добросовестного выполнения
чиновниками служебных обязанностей, в сфере управления акционерными обществами –
обеспечению эффективного и качественного управления предприятием.
Однако, как выяснилось, установление ограничений на совмещение профессий и
должностей
федеральными законами не исчерпываются.
Вопросы совмещения профессий и должностей до сих пор регулируются
действующим в РФ
Постановлением Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий
(должностей)» от 04.12.1981. Пункт 15 данного постановления устанавливает целый
перечень
категорий работников, на которых Постановление не распространяется, а значит,
совмещение
профессий и должностей данным категориям работников запрещено. Согласно пп. «а»
п. 15
Постановления нет возможности совмещать профессии и должности у руководителей
структурных
подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей. Это приводит к
следующему:
допустим, я работаю начальником юридической службы в банке. В штатном
расписании
предусмотрено, что в подчинении у меня находятся 5 юрисконсультов, а фактически
должности
заняты только четырьмя сотрудниками. Должность пятого юрисконсульта вакантна
по каким-
либо причинам: предлагаемая зарплата кандидатов на должность не устраивает
или со мной
как с начальником не каждый работать согласится. Тем не менее, объем работы,
который
необходимо выполнять моей юридической службе, рассчитан именно на 6 человек –
одного
начальника и пять подчиненных. Я как начальник службы отвечаю за всю
выполняемую службой
работу. Если один из моих сотрудников захочет замещать вакантную должность
(например,
старший (ведущий) юрисконсульт захочет выполнять работу по другой должности –
младшего
юрисконсульта) – это будет называться совмещением и оплачиваться дополнительно.
Однако
если замещать должность отсутствующего юрисконсульта захочу я, начальник
службы, мне мой
работодатель откажет со ссылкой на пп. «а» п. 15 Постановления Совета Министров
СССР от
04.12.1981. Очень вероятно, что я как руководитель службы, ответственный за
весь объем
выполняемой работы, фактически должна буду выполнять и работу не принятого на
работу
юрисконсульта. Однако дополнительной оплаты за дополнительную работу я получать
не могу.
Так в течение уже 22 лет законодательство дискриминировало менеджеров
среднего звена
по признаку должностного положения и нарушало их конституционные права на
свободное
распоряжение своими способностями к труду.
Даже с появлением частного сектора экономики законопослушный директор какого-
нибудь
ОАО отказывал начальникам своих отделов в совмещении профессий и должностей,
так как
данное еще советское постановление действовало и распространялось на всех
руководителей
вне зависимости от формы собственности предприятия, учреждении или организации.
Однако необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 55
Конституции
Российской Федерации ограничения прав граждан могут устанавливаться только
федеральными
законами и только в целях, указанных в Конституции – для защиты основ
конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения
обороноспособности страны и безопасности государства. На том основании, что
норма,
ограничивающая право на совмещение, не является нормой федерального закона, и
не
преследует целей, установленных в Конституции, противоречит трудовому кодексу и
нарушает
права граждан, она была обжалована гражданами в Верховный суд Российской
Федерации.
25 марта 2003 года вступило в законную силу решение Верховного Суда
Российской
Федерации, которым признана недействующей с момента вынесения решения суда
норма,
ограничивающая право руководителей структурных подразделений, отделов, цехов,
служб и
их заместителей на совмещение профессий (должностей).
Верховный суд в своем постановлении указал, в частности, следующее:
«Свобода труда, включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на
который
свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду,
выбирать
профессию и род деятельности, а также равенство прав и возможностей работников
относятся
к признаваемым в ст. 2 Трудового кодекса РФ основным принципам правового
регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Исходя из этих основополагающих принципов и ст. ст. 9, 56 Трудового кодекса
РФ,
стороны трудового договора как свободные субъекты рыночных отношений вправе
самостоятельно устанавливать по взаимному соглашению условия трудового
договора, в том
числе связанные с совмещением профессий (должностей). Размеры доплат за
совмещение
устанавливаются также по соглашению сторон трудового договора (ст. 151
Трудового кодекса
РФ).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой
это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
В силу ст. 3 Трудового кодекса РФ допустимо установление таких различий,
исключений,
предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются
свойственными
данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо
обусловлены
особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и
правовой
защите.
Федерального закона, устанавливающего требования, определяющие ограничение
права
руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их
заместителей на
совмещение профессий (должностей), не имеется. Тем более подобное ограничение
не может
рассматриваться как обусловленное особой заботой государства о названных лицах.
Квалификационные характеристики должностей служащих, содержащиеся в
Квалификационном
справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих,
утвержденном
Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, не могут служить основанием
для
ограничения прав по оплате труда работников тех организаций, которые не
финансируются из
бюджета. Тарифная система оплаты труда работников таких организаций может
определяться
коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных
справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 Трудового
кодекса РФ),
что не исключает возможность установления иных норм оплаты труда.
Оспоренная норма Постановления Совета Министров СССР в существующей
редакции, не
содержащей исключения относительно сферы ее применения, ограничивает право
руководителей
структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на
совмещение
профессий (должностей), что противоречит вышеприведенным нормам Трудового
кодекса РФ,
нарушает права и охраняемые законом интересы данной категории работников, к
которым
относится и заявитель.»
Таким образом, Верховный суд РФ пришел к выводу о признании не действующим
со дня
вынесения настоящего решения подпункта "а" пункта 15 Постановления Совета
Министров СССР
от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий
(должностей)" (в
редакции Постановлений от 19.02.87 N 222, от 01.12.87 N 1367, от 05.02.88 N
153, от
31.05.88 N 689, от 17.08.89 N 657) в части слов: "руководителей структурных
подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей".
С этого момента предприятия и организации утратили возможность экономить на
своих
руководителях среднего звена – за дополнительно выполняемую работу им придется
доплачивать, как и рядовым сотрудникам.