Представители общественности в Квалификационной коллегии
судей Свердловской области
15.12.2005
В течение трех лет в Свердловской области нарушаются норма
федерального и норма областного закона, устанавливающие
требования к количеству представителей общественности в
квалификационной коллегии судей.
Поскольку порядок голосования о выборе представителей общественности установлен не
областным законом, являющимся нормативным актом, а Регламентом общего собрания Палат
Законодательного собрания, Регламентом установлено, что представителями общественности
назначаются лишь лица, набравшие более половины голосов всех депутатов. В результате
более половины голосов набирают 2-3 человека, в то время как в квалификационной коллегии
должно быть 7 представителей общественности - как следствие, смещается баланс в пользу
представителей судейского корпуса, граждане теряют право на общественный контроль за
принятием решений Коллегии.
В 2002 году Постановлением Законодательного собрания Свердловской области было
назначено три представителя общественности:
«…Назначить представителями общественности в квалификационной коллегии судей
Свердловской области:
1. Потехина Николая Алексеевича.
2. Руденко Андрея Михайловича.
3. Тарасова Вячеслава Васильевича»
В 2003 году Постановлением Законодательного собрания Свердловской области было
назначено три представителя общественности:
«Назначить представителями общественности в квалификационной коллегии судей
Свердловской области:
1. Ляшенко Валерия Ивановича
2. Русинова Владимира Ивановича
3. Фогилеву Флюру Сагмановну».
В 2002 и 2003 году ряд общественных организаций Свердловской области, в том числе и
ОО «Сутяжник», «Академия по правам человека» и другие, выдвигали своих кандидатов на
должности представителей общественности, однако они не набрали более 50% при голосовании.
Гражданами в Свердловском областном суде была оспорена норма Регламента,
устанавливающая порядок назначения представителей только набравших более половины всех
голосов депутатов Палат Законодательного собрания Свердловской области на том основании,
что при таком порядке голосования нарушаются требования Федерального закона «О
представителях общественности в квалификационной коллегии судей» и Закона Свердловской
области «О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Свердловской
области» о количестве представителей общественности, и нарушаются права граждан на
рассмотрение их жалоб на судей законными составами коллегий.
Свердловским областным судом было отказано в принятии данной жалобы на том основании,
что Регламент является ненормативным актом, не содержит норм, регулирующих отношений
граждан, а потому не может нарушать их прав. Данное определение было обжаловано в
Верховный суд Свердловской области.
В декабре 2004 года, после обращения граждан в Свердловский областной суд с жалобой о
признании норм Регламента не соответствующими законом, ОО «Сутяжник», Общественный
Фонд «Правоборец», «Академия по правам человека», иные общественные организации получили
в свой адрес письма из Законодательного собрания Свердловской области с просьбой
высказать свои предложения по эффективной реализации Областного закона «О представителях
общественности…», внесению изменений в закон.
Такие предложения были внесены шестью организациями. Они, в частности, касались
изменения порядка голосования, изложенного в Регламенте, на голосование простым
большинством голосов, чтобы решить проблему численного состава представителей
общественности; кроме того, было предложено устранить требование областного закона к
кандидатам о наличии высшего юридического образования, поскольку данное требование
приводит к тому, что представителями становятся преподаватели юридических ВУЗов, но не
представители общественных организаций
Более того, в 2003 году на п. 2 статьи 2 прокуратурой на закон Свердловской области «О
представителях общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области» был
принесен протест, который был удовлетворен, и в норму были внесены изменения. В список
ограничений к лицам, которые могут занимать должности представителей общественности, были
дополнены: «не замещающие …должности государственной или муниципальной службы, не
являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности». Так, в новой редакции норма изложена следующим образом:
«Представителями общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области
в соответствии с федеральным законом могут быть граждане Российской Федерации, достигшие
35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не
замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или
муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо
от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами. (в
ред. Областного закона от 27.11.2003 N 30-ОЗ)»
Такое положение явно блокирует допуск к должности представителей общественности в
квалификационной коллегии судей руководителей общественных организаций, («независимо от
организационно-правовых форм»).
На основании изложенного можно сделать вывод, что Областной закон и Регламент
совместного заседания палат Законодательного собрания Свердловской области устанавливают
такие условия и требования к кандидатам, и такой порядок голосования, которые
значительным образом ограничивают доступ представителей общественности, и цель
федерального законодательства уравновесить баланс представителей различных уровней и
слоев населения в квалификационных коллегиях судей не соблюдается.
В результате многочисленных обращений общественных организаций с требованиями внести
изменения в процедуру избрания представителей общественности, законодателями были внесены
изменения в закон 27.12.2004, однако изменения носили технический характер, и на ситуацию
с порядком назначения представителей общественности не повлияли.
Анна Деменева, юрист, координатор программ Уральского центра конституционной и
международной защиты прав человека Общественного объединения "Сутяжник"