Иски на компенсацию в несколько рублей защищают права
миллионов россиян.
Жених бросил вас, в вокзальном туалете требуют деньги,
таможенники изъяли бутылку спиртного --
среднестатистическому человеку и в голову не придет начать
по такому поводу судебный процесс. Но есть исключения --
кверулянты, которые во всем ищут повод начать писать
жалобы, подавать исковые заявления и грозиться дойти до
самого Страсбурга. Некоторые свои угрозы они весьма успешно
воплощают. Например, екатеринбургское общество «Сутяжник»
находит правовую проблему там, где не всякий юрист ее
разглядит
И иногда этой организации удается добиться вердиктов, которые помогают миллионам
граждан. Вот и сейчас сутяжники ведут пятирублевый процесс в Верховном суде по отмене
правил Минтранса, которые разрешают кондукторам не возвращать плату за проезд, если,
скажем, автобус или трамвай сломался на маршруте.
Уже два с лишним года бьется Сергей Смердов за то, чтобы пассажирам возвращали
стоимость билетов за сорвавшуюся по вине транспортников поездку. Прославившийся борьбой с
платными туалетами на вокзалах этот член уральской организации «Сутяжник» уже выигрывал
частные процессы в Екатеринбурге, но теперь он намерен решить проблему «транспортной
несправедливости» во всероссийском масштабе.
Началось все с того, что трамвай, в котором ехал Смердов, остановился. Тогда юрист
отправился к кондуктору и попросил вернуть ему уплаченные за билет 5 руб. В ответ ему
посоветовали выйти и отправиться по непечатному адресу, после чего Сергей и затеял эту
многолетнюю тяжбу, подав в мировой суд иск о расторжении договора перевозки пассажира,
возмещении ущерба, компенсации морального вреда и судебных расходов. Логика его была
неоспорима -- он оплатил услугу, которую ему не оказали, а значит, по закону «О защите
прав потребителей» и Гражданскому кодексу деньги ему должны вернуть. Правда, мировой
судья Гуськова удовлетворила его иск лишь частично, зато Кировский районный суд
Екатеринбурга принял сторону истца, и трамвайно-троллейбусному управлению города пришлось
не просто вернуть стоимость билета, но еще и 2050 руб. в качестве компенсации морального
вреда и судебных издержек.
Но Смердов решил развить свой успех. Он обнаружил, что кондукторы не возвращают
деньги, ссылаясь на Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом,
утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР. Согласно этому документу,
изданному еще в 1987 году, в случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью,
аварией и т.п. выданные пассажирам билеты действительны для проезда на другом автобусе
этого же маршрута. 18 января 2005 года в Верховном суде состоялось слушание этого
транспортного дела, но высшая судебная инстанция сочла, что приказ Минтранса вполне
законен. Но успокаиваться сутяжники, разумеется, не намерены. Они готовятся обжаловать
вердикт в кассационную инстанцию ВС, а заодно продолжать бомбардировать исками мировые