ОШИБКА ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ?
Здорового человека объявили душевнобольным
03.07.2007
Опубликовано: Ваше право, №12, 2007
Врач-психиатр Джафарова совершила ошибку, но не в
диагнозе, как можно было
бы предполагать, исходя из ее профессии, а в расчетах. Она
была уверена, что криминальный бизнес, в котором она
согласилась принять участие, будет в высшей степени
прибыльным и абсолютно безопасным, по крайней мере для нее.
Но расчеты не оправдались. Вместо дополнительных доходов Джафарова получила обвинительный приговор. Так что ближайшие шесть лет она проведет в местах лишения свободы. А потом еще три года будет лишена права занимать должности в системе здравоохранения, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций, а также должности, связанные с врачебной или иной медицинской деятельностью. Буквально до последнего, до того момента, как Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ вынесла свое Определение, подтвердившее обоснованность приговора Мосгорсуда, Джафарова верила, что вывернется, выйдет сухой из воды. Потому что преступление, в котором ее обвинили — незаконное помещение человека в психиатрический стационар, - широко распространено в современной России. А об Уголовной ответственности за это в профессиональных кругах никто и не слышал. Возможно, потому, что помещение в стационар обычно рассматривалось само по себе, допустим, кто-то хотел отдохнуть от неудобного родственника или доставшего до печенок соседа, а врач всего лишь пошел навстречу.
У психиатра Джафаровой — другой случай. Она стала героиней только одного эпизода в длинной криминальной истории, где, кроме нее, по делу проходили и были осуждены Саркисян, Корнилов, Савченков, Читанава, Бурак, Гуров. Как нетрудно догадаться по фамилиям — целый преступный интернационал.
Жертвой этой кампании Стал некий гражданин Лебеденке, которому не повезло оказаться владельцем дома и земельного участка в подмосковной Барвихе. Место это менее известное, чем Рублево-Успенка, но не менее дорогое и лакомое. Поэтому охотники до чужой недвижимости похитили Лебеденко и с помощью Джафаровой, заведующей отделением психиатрической больницы Чеховского района Московской области, на время спрятали его там. К совершению преступления, как явствует из материалов дела, были привлечены даже работники милиции, чтобы всей этой операции придать видимость законности.
В стационаре, который подельники подобрали для своей жертвы, были такие жесткие условия содержания больных, что исключали возможность побега. По мнению следствия, члены преступной группы изначально преследовали цель сломить психическое сопротивление Лебеденко и получить от него письменное разрешение на продажу дома и земельного участка.
Эта цель, в том числе и с помощью лечащего врача-психиатра, была ими достигнута. После чего Лебеденко стал им не нужен и фактически был обречен. Чтобы скрыть похищение и незаконное помещение в психиатрический стационар, его убили и предприняли меры к тому, чтобы скрыть труп. Но, как говорят в таких случаях бывалые уголовники, Бог не фраер, его не обманешь. Тайное стало явным.
В судебном заседании врач Джафарова так и не признала себя виновной в совершении преступлений в отношении Лебеденко, муки совести ей неведомы. В кассационной жалобе немедленно последовавшей на обвинительный приговор, она пыталась уверить судей, что потерпевший Лебеденко был помещен в психиатрический стационар на законных основаниях, так как с 1978 года страдал серьёзным психическим расстройством, ранее неоднократно помещался в психиатрические больницы Москвы, вёл себя неадекватно с близкими родственниками. А после похищения его психическое состояние ухудшилось, с просьбой о помещении его в стационар обратились родственники, и сам Лебеденко дал письменное согласие на госпитализацию. Джафарова настаивала, что вопреки данным следствия никто из посторонних лиц в стационаре невольного пациента не охранял, само помещение в стационар произвел дежурный врач без какого-либо ее участия. Она выполняла в отношении Лебеденко только обязанности лечащего врача, проводила лечение и после улучшения состояния здоровья Лебеденкб выпи-сапа его из стационара. Как потом выяснило следствие — на тот свет.
Джафарова считала себя невиновной и просила приговор отменить и дело прекратить за отсутствием в ее действиях состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 128 УК РФ.
Видимо, по подсказке адвоката, она писала в кассационной жалобе, что выводы суда о ее виновности не основаны на фактических обстоятельствах дела. Указанные в приговоре статьи Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" вообще никакого отношения к ней не имеют, должностные инструкции она не нарушала. Она также настаивала на том, что судом неправильно применен уголовный закон, она не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 128 УК РФ, так как направление больного или его госпитализация в стационар в ее служебные обязанности не входили. Она утверждала, что при помещении Лебеденко в стационар не использовала свое служебное положение. Ну и чтобы окончательно расположить в свою пользу судей кассационной инстанции, Джафарова просила учесть ее семейное положение, безупречную трудовую биографию и в случае невозможности отмены приговора и прекращения уголовного дела назначить ей наказание, не связанное с лишением свободы.
Однако и этот расчет не оправдался, не пошли судьи на поводу у врача-психиатра. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения, а кассационную жалобу Джафаровой — без удовлетворения. В распоряжении судей кассационной инстанции было судебное дело, и им не составило труда убедиться в том, что выводы суда о виновности Джафаровой в незаконном помещении Лебеденко в психиатрический стационар соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Врач-психиатр, мягко говоря, лукавила, утверждая, что Лебеденко был помещен в психиатрический стационар на законных основаниях. В материалах дела есть показания свидетелей, близко знавших потерпевшего и настаивающих на том, что Лебеденко каким-либо психическим расстройством не страдал. Показания неспециалистов подтверждаются имеющимися в деле справками наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что Лебеденко на учете в этих учреждениях никогда не состоял. Выходит, что врач с безупречной трудовой биографией беззастенчиво врала о неоднократных госпитализациях Лебеденко в психиатрические стационары Москвы. Отсутствие у потерпевшего психических расстройств подтверждено и выводами амбулаторной заочной судебно-психиатрической экспертизы, проведенной по материалам дела. Оглашенные на суде фактические обстоятельства помещения Лебеденко в психиатрический стационар прямо указывали на то, что оснований для госпитализации Лебеденко у Джафаровой как заведующей отделением не было. Так, Лебеденко поступил в стационар под другой фамилией, а его личные документы, как утверждал осужденный по этому делу Саркисян, переданы Джафаровой. Кроме того, вместе с Лебеденко в одну палату были помещены лица, охранявшие его по указанию Саркисяна. Это засвидетельствовал в судебном заседании осужденный Читанава, неоднократно посещавший их в стационаре.
В связи с этим ссылки осужденной в жалобе на выводы амбулаторной заочной судебно-психиатрической экспертизы о правильности диагноза, указанного в истории болезни Лебеденко, проходившего в стационаре под фамилией Волков, судьи кассационной инстанции признали несостоятельными. По их мнению, напротив, эти выводы свидетельствуют о том, что Джафарова, внося записи в историю болезни Волкова (Лебеденко), соответствующие указанному ею же диагнозу, намеревалась таким образом скрыть незаконность помещения Лебеденко в психиатрический стационар. О том, что именно Джафарова дала распоряжение о помещении Лебеденко и охранявших его лиц в первое мужское отделение психиатрического стационара, свидетельствуют показания дежурного врача Шлюкова.
Соглашаясь с выводом суда о том, что в психиатрический стационар был помещен заведомо психически здоровый человек, Судебная коллегия признала необоснованными ссылки осужденной на заключение судебно-почерковедческой экспертизы, подтверждающее письменное согласие Лебеденко на свою госпитализацию. Во-первых, в заключении экспертов нет вывода о том, что запись о согласии на госпитализацию была выполнена рукой Лебеденко, а во-вторых, о получении такого согласия речь может идти только в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, к которым Лебеденко не относился.
Осужденный Саркисян — главное действующее лицо этой криминальной истории — пытался в своей кассационной жалобе убедить суд в том, что ему не было известно о должностном положении Джафаровой. Однако это противоречит материалам дела. Из показаний того же Саркисяна, которые он неоднократно и с готовностью давал на предварительном следствии, видно, что его добрая знакомая, некая Огиря, договорилась о госпитализации с заведующей одного из отделений Чеховской психиатрической больницы. Этой знакомой и была Джафарова.
Наказание Джафаровой, связанное с лишением свободы, назначено, как подчеркнуто в Определении Верховного Суда РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного ею преступления. Ведь именно после незаконного помещения в психиатрическую больницу и благодаря этому Лебеденко расстался сначала с собственностью, а потом и жизнью.
хм, "незаконное помещение человека в психиатрический стационар, - широко распространено в современной России". А вот приговор здесь единственный...
2. Дмитрий - 10.07.2007 16:20:35
[Отсутствие у потерпевшего психических расстройств подтверждено и выводами амбулаторной заочной судебно-психиатрической экспертизы, проведенной по материалам дела]
Я вот одного не понимаю - как вообще стала возможна такая экспертиза, коли Лебеденко в итоге просто убили? Собственно, в этом и есть смысл его убивать - все концы в воду, выводы о его психике уже сделать проблематично.
2 СЕРЖант
Вот-вот. Кстати, помещение в дурку "неудобного" гражданина в 90-е годы как раз обычное дело именно для освобождения недвижки от этого гражданина ... политическое психиатрическое преследование сошло на нет.
Моего отца незаконно содержат в психиатрическом диспансере им. Яковенко, причем угадайте кто?
ДЖАФАРОВА!!!!!
Сегодня 11 августа 2010 года. Он там!!!
Что мне делать!
Мне нужна помощь.
Моего отца привезли в психушку без направления и без паспорта!!!
Где правда?????
4. Anonymous - 11.08.2010 16:48:25
Немедленно заявление в прокуратуру и суд о признании действий больницы незаконными.
5. Иван - 04.02.2011 22:18:14
Когда к власти приходят карьеристы которым все пофигу кроме своего кармана-не сможет жалкая сотня правозащатников России защитить весь народ от психушек и тюрем.Любой человек может оказаться там в любой момент по желанию любого начальника-и не поможет даже мобилка...И никто не узнает-где психушка моя...
"Моего отца незаконно содержат в психиатрическом диспансере им. Яковенко, причем угадайте кто?
ДЖАФАРОВА!!!!!"
Как же так, если ее в 2007 году приговорили к 6 годам заключения, от чего ж она в 2010 году распоряжается новыми жертвами? Или ее так "посадили"?
8. Anonymous - 24.03.2012 12:17:54
Побольше почитайте о политике нацистов в отношении так называемых "психически больных",все поймете.А Джафарову даже нацисты и те упекли-бы в концлагерь.
9. Anonymous - 08.04.2012 00:00:03
Прошу кто-нибудь назовите имя отчество этой Джафаровой. Моему сыну недавно провели экспертизу в 19 отделении спецтипа с использованием должностного подлога в виде истории болезни для направления его на принудительное лечение в стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением в Смоленской области