Опубликовано: Юридическая газета. № 6, февраль, 2004 г. стр. 15
Проблема коллизий законодательных актов в Российской
Федерации стоит достаточно остро. Не обошла стороной она и
один из публичных договоров – договор на предоставление
гостиничных услуг, который является разновидностью договора
возмездного оказания услуг.
Вопросы заключения договора на предоставление гостиничных услуг регулируются Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ 25.04.97 г. № 4901 (в ред. ПП РФ от 2.10.99 № 1104, от 15.09.00 №693).
Так, договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя (п. 8). Потребителем же является гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, договор на предоставление гостиничных услуг может быть заключен при предъявлении любого документа, который подтверждает личность человека, если этот документ оформлен в установленном порядке.
В нашей практике был случай, когда молодая девушка пыталась поселиться на ночь в гостиницу, предъявив студенческий билет, однако, администрацией гостиницы ей было отказано в заключении договора на предоставление услуг.
Студенческий билет является документом, оформленным в установленном порядке, т.к. на нем есть печати и подписи деканата и соответствующие реквизиты, и подтверждает личность человека, т.к. на нем есть фотография, скрепленная печатью. А значит, исходя из анализа п. 8 Правил, при предъявлении студенческого билета можно заключить договор на предоставление гостиничных услуг.
Таким образом, как можно видеть, закон не связывает возможность заключения публичного договора на оказание гостиничных услуг с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность, - достаточно иного документа, подтверждающего личность и оформленного в установленном законом порядке.
В то же время, наряду с указанным нормативным правовым актом, на территории РФ действуют Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 7132 (в ред. от 14.08.2002 г.).
Правила регистрации устанавливают обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания. Как следует из п. 14 Правил регистрации регистрация граждан по месту пребывания в гостинице осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. При этом, такими документами являются:
паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (п.5 Правил регистрации).
Анализ Правил регистрации позволяет сделать вывод о том, что по прибытии граждан в гостиницу они немедленно при предъявлении паспорта регистрируются по мету пребывания администрацией гостиницы, а ч. 2 п. 4 прямо устанавливает обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания.
Более того, ст. 19.15 КоАП РФ1 устанавливает административную ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за проживание граждан РФ, в частности, без регистрации граждан по месту пребывания. Санкция указанной статьи КоАП содержит наказание за подобные нарушения в виде: предупреждения или наложения административного штрафа в размере до 3 МРОТ.
Таким образом, с одной стороны, у граждан – потребителей услуги есть право при предъявлении надлежащего документа (не обязательно паспорта) заключить договор на оказание гостиничных услуг. С другой стороны, на администрации гостиницы лежит обязанность зарегистрировать граждан немедленно по их прибытию в гостиницу по документу, удостоверяющему личность, т.е. по паспорту, - под угрозой наступления административной ответственности за ее неисполнение.
Возникает явное несоответствие средств реализации прав потребителей услуги и обязанностей исполнителей (в лице администрации гостиницы), в данном случаи выполняющих функции органов регистрационного учета граждан по месту пребывания.
В упомянутом случае, имеющемся в практике нашей организации, в заселении в гостиницу как раз и было отказано на том основании, что для регистрации граждан по месту пребывания в гостинице нужен был именно паспорт, а не какой-либо иной документ.
В то же время, необходимо отметить, что на территории РФ действует еще один нормативный акт, регулирующий отношения в сфере конституционных прав и свобод граждан. Это Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г. № 5242 – 1 (далее – Закон РФ)2.
Ст. 1 указанного Закона РФ говорит о том, что каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, ограничение этого права допускается только на основании закона. Этим же законом установлена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ.
Однако регистрационный учет водится в целях обеспечения необходимых условий для реализации прав и свобод граждан, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3).
При этом, указанная статья особо оговаривает, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Данное правило распространяется и на право граждан на свободу выбора места пребывания.
Таким образом, закон определяет в качестве одной из цели регистрационного учета – создание и обеспечение необходимых условий для реализации гражданами их прав, в том числе и права на выбор места пребывания. Но отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации этого права.
А поскольку гостиница является местом пребывания, то выбор гостиницы и проживание в ней не может ограничиваться в связи с отсутствием регистрации. Вопрос встает только о регистрации граждан по месту пребывания в гостинице, которая должна осуществляться немедленно по прибытии граждан в гостиницу.
Неразрешенным пока остается вопрос о приведении в согласование Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ 25.04.97 г. № 490 (в ред. ПП РФ от 2.10.99 № 1104, от 15.09.00 №693), и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (в ред. от 14.08.2002 г.). Поскольку одним из этих нормативно-правовых актов – Правилами предоставления гостиничных услуг – предусмотрено право граждан на заключение публичного договора на оказание гостиничных услуг при определенном условии (предъявление надлежащим образом оформленного документа, подтверждающего личность человека). Другим же – Правилами регистрации – установлено ограничение этого права необходимостью предъявления паспорта, иначе становится невозможным зарегистрироваться в гостинице по месту пребывания, а значит, невозможно и заселиться в гостиницу.
Чтобы разрешить эту проблему, необходимо обратиться в Верховный суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (в ред. от 14.08.2002 г.) – в части установления обязанности граждан немедленно по прибытии в гостиницу регистрироваться по месту пребывания. Поскольку данным положением Правил регистрации нарушаются права граждан: на выбор места пребывания, закрепленное Конституцией РФ, на заключение публичного договора на оказание гостиничных услуг, закрепленное Правилами предоставления гостиничных услуг. Данным вопросом в настоящее время и занимается наша организация.
Полагаю, решением проблемы может быть установление в Правилах регистрации положения, согласно которому обязанность граждан регистрироваться в гостинице по месту пребывания будет возникать только в случае прибытия на срок, свыше определенного времени, например свыше трех дней. Однако для этого нужно обращаться в Правительство Российской Федерации с тем, чтобы оно внесло соответствующие изменения в свое постановление, которым еще в 1995 году утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.