Статья посвящена проблемам русских, с которыми им
приходится сталкиваться в период проживания в странах
ближнего и дальнего зарубежья. Автор также поднимает
вопрос: лежит ли на российском государстве обязанность
защищать своих соотечественников?
Обязанность Российской Федерации по защите прав российских граждан за рубежом закреплена в статье 61 Конституции РФ и вытекает из гражданства как правовой связи с государством, которую российский гражданин сохраняет, даже находясь вне территории России.
За пределами Российской Федерации находятся миллионы российских граждан, среди них те, кто оказался там по воле сложных, неоднозначных событий. Они вправе рассчитывать на понимание своих нужд и забот, на поддержку и помощь страны, с которой их связывает исторические, этнические, культурные и духовные корни.
Вопросы юридических гарантий прав и свобод российских граждан остаются одними из самых актуальных и значимых. Ведется много дискуссий, как среди теоретиков, так и среди практиков, специализирующихся в данной области.
Это неудивительно, поскольку обеспечение и защита прав российских граждан на территории других государств является сложной задачей.
Ситуация усугубляется политическими, социальными и экономическими факторами, существующими в государствах дальнего и ближнего зарубежья. Кроме того, взаимоотношения России с другими странами на государственном уровне развиваются по-разному. И далеко не всегда по-добрососедски. Все эти обстоятельства не могут не сказаться на положении наших граждан, находящихся вне территории Российской Федерации.
Последние десятилетия российские граждане все чаще оказываются на территории зарубежных стран: частные поездки, командировки, туристические поездки и др. В связи с этим защита прав и интересов российских граждан за рубежом, на мой взгляд, должна стать одной из приоритетных целей российской внешней политики, а значит и законодателей.
Защита прав соотечественников предусмотрена и в Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В соответствии с этим Законом соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие или проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (ч.1 ст.1).
В зависимости от категории соотечественников, проживающих за рубежом, российское государство осуществляет выбор механизма правового регулирования отношений с ними посредством международных договоренностей и внутреннего законодательства.
Один из старейших компонентов гуманитарной проблематики – право государства на защиту своих граждан и юридических лиц. Этот компонент обусловлен государственным суверенитетом. Однако Российское государство может защищать своих граждан только с согласия других государств. Таким образом, право Российской Федерации на защиту российских граждан вытекает из правосубъектности и принципа сотрудничества государств.
В различные исторические периоды существования Советского государства некоторое число его граждан находилось в других странах. С течением времени менялись причины, в силу которых советские граждане оказывались за границей, менялись цели и характер их пребывания в иностранных государствах. Изменения во внешней политике России, расширение контактов между гражданами разных стран привело к значительному увеличению числа граждан, выезжающих из России на время – по контрактам, в командировки, по частным делам.
Но в любой период между СССР, затем Россией, и иностранными государствами заключались многосторонние и двусторонние договоры, которые имеют огромную значимость для обеспечения прав граждан РФ, находящихся вне ее территории.
В подтверждение значимости общих международных договоров о правах и свободах необходимо отметить следующее:
Граждане России, находясь на территории иностранных государств – участников договоров о правах человека, вправе пользоваться правами и свободами, предусмотренными в них в полном объеме. На государство пребывания возлагается обязанность обеспечить такое пользование на не дискриминационной основе. В случае нарушения прав граждан России, они имеют право на правовую защиту, прежде всего судебную. Это право реализуется в соответствии с национальным законодательством государства пребывания.
Однако и законодательство, и правовая практика не должны противоречить нормам международного права, предусматривающим права на правовую, в том числе, судебную защиту и не дискриминацию. Международно-правовые нормы в данном случае являются дополнительной юридической гарантией защиты прав граждан. К таким международным актам относятся: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Европейская Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.
Специальные договоры, которые посвящены правовому статусу граждан РФ, находящихся за рубежом, или затрагивающие эти вопросы, многочисленны и разнообразны. По основным предметам регулирования среди них можно выделить договоры:
1) о дружбе и сотрудничестве
2) о правовом статусе и/или равных правах
3) об обеспечении прав в различных жизненных сферах
В рамках двустороннего сотрудничества государств договоры о дружбе (партнерстве) и сотрудничестве являются основополагающими. Они являются свидетельством самого высокого уровня взаимоотношений между государствами. В них определяются основные перспективные направления сотрудничества в самых разных сферах, включая вопросы о пребывании граждан одного государства на территории другого.
Договоры о правовом статусе и/или равных правах устанавливают, что гражданин одной страны, постоянно проживающий на территории другой, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане страны проживания за изъятиями, установленными договором.
В договорах о правах в социальной и экономической сферах закрепляются такие права граждан как, право на приобретение и владение собственностью, право на денежные средства, право на избежание двойного налогообложения, право потребителя, право на пенсионное обеспечение, право на образование, право на медицинское обслуживание.
Все специальные договоры заключаются Россией с целью более эффективного обеспечения и защиты прав российских граждан, находящихся за рубежом, укрепляют сотрудничество между Российской Федерацией и иностранными государствами и позволяют России принимать меры при нарушении прав их граждан за границей.
Думаю, что большую роль в обеспечении и защите прав российских граждан за рубежом играют консульские учреждения и дипломатические представительства.
Защиту государством своих граждан и юридических лиц за рубежом обычно называют дипломатической. В определенном смысле причинение ущерба гражданину или юридическому лицу какого-либо государства учреждением или должностным лицом другого государства может рассматриваться как ущерб, нанесенный самому государству. В принципе государство пребывания не отвечает за действия частных лиц, нанесших ущерб иностранцам, исключая случаи, когда оно эти действия инспирировало либо им попустительствовало. Но действия учреждения или должностного лица, выступающего от имени государства, даже если они действовали ultra vires (за пределами полномочий), считаются действиями самого государства.
Источниками дипломатической защиты являются и международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых, консульских и др.), регламентах и постановлениях конференций и организаций.
Ключевым международно-правовым документом, регулирующим дипломатическую деятельность, является Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., поскольку она определяет статус и функции дипломатического представительства.
В 1963 году была принята еще одна конвенция - Венская о консульских сношениях, регулирующая консульские отношения между всеми государствами, участвующими в международном общении. Позже был принят Консульский устав СССР от 25 июня 1976 г.
Венские конвенции, консульские конвенции и другие договоры, соглашения и положения играют большую роль в жизни российских граждан за рубежом, поскольку одно из их самых важных функций является защита интересов государства, его граждан и юридических лиц.
Относящиеся к этой области международные акты исчисляются десятками. Это объясняется тем, что за последние несколько десятилетий основные права и свободы человека перестали быть чисто внутренним делом государств. Обеспечение всей совокупности прав и свобод человека не внутреннее дело государств, а их обязательство по Уставу ООН, международным пактам и конвенциям.
Таким образом, каждое государство заинтересовано в заключении международных договоров, что позволит обеспечить права их граждан на территории иностранных государств. Кроме того, международный механизм защиты прав и свобод человека весьма многообразен: Европейский Суд по правам человека, Комитет по правам человека ООН, специальные комитеты (по предотвращению пыток, ликвидации дискриминации в отношении женщин) и др.
Но проблемы, связанные с соотечественниками, проживающими или временно находящимися за рубежом, остаются. Особую актуальность для Российской Федерации они приобрели после распада Советского Союза. Появление новых независимых государств привело к напряженности между Россией и другими странами, в частности, странами Прибалтики, возникновению дискриминационного законодательства в отношении определенных групп населения, в том числе и русскоязычного населения, представители которого оказались лицами без гражданства или «нежелательными» гражданами в новых независимых государствах. Примером является дело Татьяны Сливенко и др. против Латвии, которое рассматривается в международном судебном органе.
Возникшая ситуация стала предметом внимания не только для государственного руководства России Министерства инностранных дел РФ, а также ООН, ОБСЕ, Совета Европы, других международных организаций.
Политики часто говорят о том, что, несмотря на попытки российских властей и международного сообщества предпринять меры по смягчению возникшей напряженности взаимоотношений российских граждан и коренного населения, нарушения прав российских граждан за рубежом имеют место.
Имея все предпосылки для обеспечения прав своих граждан за рубежом, на практике Российское государство не осуществляет должного контроля за исполнением договорных обязательств о правах человека со стороны иностранных государств, что, в свою очередь, создает проблемы для российских граждан, находящихся за рубежом: дискриминация при приеме на работу, в высшие учебные заведения, не предоставление судебной защиты, пенсионного обеспечения и масса других проблем.
По моему мнению, именно Российская Федерация должна быть заинтересована в защите прав российских граждан и для этого должна быть ужесточена политика в отношении иностранных государств с целью повышения гарантий прав российских граждан, находящихся за границей, которая должна осуществляться посредством оперативного реагирования и принятия ответных государственных мер на незаконные действия иностранных государств, способствовавших нарушению прав российских граждан.