Хорошо или плохо учат на Западе? Этот вопрос задают себе
многие MOЛОДЫЕ РОССИЯНЕ
02.10.2007
Опубликовано: Областная газета
Образование за рубежом. Пожалуй, в нынешней России не
найдется ни одного молодого человека, не мечтавшего хоть на
месяц примерить шкуру студента Сорбонны или Оксфорда. Они
стремятся туда, потому что в обществе бытует представление –
тамошнее образование куда как лучше российского, а диплом с
чужим гербом на обложке предоставит его обладателю
преимущества на отечественном рынке труда.
Так ли оно на самом деле? И что дает нашим
соотечественникам опыт проживания за границей? Об этом мы
беседуем с человеком, знающим о предмете разговора не
понаслышке. Знакомьтесь: Антон Бурков – кандидат юридических
наук, докторант Кембриджского университета.
Досье
Антон Бурков. Закончил Уральскую государственную юридическую академию в 1999 году. Трудился юристом в екатеринбургской общественной организации «Сутяжник». В 2001 году выиграл международный конкурс юристов-правозащитников и получил грант на годичное обучение в Колумбийском университете (США). В 2004 году стал стипендиатом программы Британского Совета «Chevening», благодаря чему закончил магистратуру Эссексского университета (Великобритания). В 2007 году получил стипендию Международного фонда при Университете Кембридж “TNK-BP-Kapitza”, которая администрируется Кембриджевским международным фондом при Университете Кембридж, и в настоящее время готовит докторскую диссертацию в Кембридже (там же). Его специализация – международное право.
-Антон, судя по тому, что вы лишь однажды учились в Америке, но дважды в Англии, последняя страна оказалась для вас предпочтительней. Почему?
-Ничего не могу сказать плохого о системе образования в Штатах. Учат там нормально, но получать знания, которые именно мне необходимы, лучше в Европе. Я не намерен жить за океаном, поэтому решил обратиться к европейским университетам. Выбор пал на Англию. Почему? Потому что британская школа права считается лучшей в Европе, я много слышал об Эссексском Университете от моих коллег, был знаком с профессорско-преподавательским составом. Сомнений, где учиться не было.
-Понимаю, что вопрос непростой, но кому как не вам отвечать на него? В чем разница между российской и британской системами образования?
- Могу отметить несколько моментов. Например, в первые месяцы учебы в Эссекссе меня удивила необычная доступность преподавателей. Если в наших университетах студенты общаются с профессурой лишь на лекциях, то в Англии это происходит практически непрерывно. Преподаватели очень охотно идут на контакт, и если они не могут проконсультировать студента в стенах вуза, они сделают по электронной почте, по телефону. Это раз. Другое отличие – то, как ведется контроль знаний. Все экзамены проводятся в письменной форме и ...на дому.
-Как же так? А если спишут?
-Это бывает редко. Вновь прибывших студентов сразу предупреждают: плагиат наказывается исключением из вуза, цитирование допускается только с точным указанием источника. Для отлова недобросовестных студентов у них есть специальная компьютерная программа, она очень быстро распознает «заимствованные» высказывания. Надо заметить, такая система, во-первых, дисциплинирует, во-вторых, учит самостоятельности. Повторяю, никто не списывает. Хотя возможностей хоть отбавляй – и в Кембридже, и в Эссекссе есть прекрасные библиотеки, а каждая комната университетских общежитий снабжена выходом в Интернет.
И еще одну важную особенность мне хотелось бы отметить. В университетах Великобритании студенты сами формируют свой учебный курс. То есть из большого набора дисциплин они выбирают те, которые им по вкусу. Такой принцип делает систему образования более гибкой.
-Образование в Англии всегда было платным. Это влияет каким-то образом на качество знаний?
-Платным для иностранцев, которых там обучается очень много. Для подданных Великобританции образование практически бесплатное. Думаю, влияет. Но не всегда напрямую, чаще – опосредованно. Действительно, система образования в Британии – это бизнес, поэтому его владельцы стремятся сделать все, чтобы клиент был доволен. Они заботятся о поддержании престижа своей школы, пекутся о создании комфортных бытовых условий. Они очень внимательно относятся к потребностям и пожеланиям студентов. Например, я был поражен, когда перед поселением в кампус у меня поинтересовались – не буду ли я против, если в одном здании со мной будут проживать не только юноши, но девушки... Учредители университетов заботятся об условиях исповедования веры студентами, стараются всячески разнообразить досуг студентов. Они поощряют создание «кружков по интересам» – чтобы каждый молодой человек мог проявить себя во всех ипостасях – и в спорте, и в творчестве, и в общении.
-Вы не первый и, думаю, не последний россиянин, которому правительство Великобритании предоставило возможность получить образование за их счет. Как вы думаете, зачем они тратят на нас деньги?
- В британских вузах обучается очень много иностранцев – арабов, китайцев, индусов, представителей стран Восточной Европы. Так что россияне – не единственные, кому англичане делают такой подарок. Полагаю, что таким образом они продвигают свою национальную культуру, разъясняют миру свои взгляды. Собственно, сегодня так делают многие страны Европы – Германия, Франция, Нидерланды. Сегодня над этим начинает работать и Россия.
-Интересно узнать, как вы оцениваете российскую систему образования? Не возникало ли у вас за рубежом чувства неполноценности из-за недостатка знаний?
-Нет, не возникало. Я считаю, что наша школа сохраняет свои высокие позиции. Во всяком случае, лично мне ни разу не приходилось краснеть от того, что я не мог поддержать беседу в кругу других иностранных студентов.
-Может, тогда и не стоит нашим молодым людям рваться за границу? Если все можно получить в России...
-Иногда не все. Например, я не мог найти в России необходимого мне курса по международному праву. Это с одной стороны. А с другой... Думаю, опыт учебы за рубежом никому не мешает. Ведь там люди имеют возможность увидеть свою страну и себя со стороны. Это – своеобразное зеркало, в котором хорошо просматриваются все плюсы и минусы. Такой опыт - очень важная вещь в жизни человека.
-Насколько мне известно, для участия в конкурсе на стипендию «Chevening» требуется заполнить анкету и пройти собеседование. Что хочет знать о кандидате британская сторона?
-У них есть стандартные вопросы (фамилия-имя-отчество, дата рождения, образование и так далее) и особенные (например, для чего вы едете учиться в Англию или каковы ваши цели на ближайшие десять лет?). Думаю, что предпочтение отдается людям, имеющим далеко идущие планы. Например, я написал, что в будущем намерен стать политиком и преподавателем в университете, поскольку таким образом можно добиться большего в деле защиты прав человека.
-А где вы их будете защищать? В России или за рубежом? Другими словами, не хотели бы вы после стольких лет пребывания за границей, остаться там?
-Нет, не хотел. По двум причинам. Во-первых, за границей мы всегда будем иностранцами. Языковой барьер и менталитет – вещи серьезные, с ними нельзя не считаться. Во-вторых, я выбираю Россию потому, что она на сегодняшний день – более прогрессивная страна, чем Англия, например, или Германия. Европейцы живут по давно сложившимся схемам, у них все предопределено заранее – когда учиться, когда жениться, когда повышаться по службе. Это неинтересно. В России – другое дело. Здесь все течет, все изменяется. И возможностей для самореализации у человека гораздо больше. Неслучайно многие западные топ-менеджеры стремятся получить работу на российских предприятиях.