За всю свою жизнь адвокат из Екатеринбурга Людмила Чуркина в
законном отпуске не была ни разу, если не считать за таковой
декретный. Юридическое образование у нее уже второе. Сначала
она окончила (с красным дипломом) иняз педагогического
института, англо-немецкое отделение. Но работе по этой
специальности помешал дефолт: фирма, куда ее приглашали,
резко сократила штат. Ей удалось устроиться в общественное
объединение, которое специализируется на правозащитной
деятельности.
Начинала как референт - секретарь и переводчик в одном лице, потом
взялась за совместные проекты с Советом Европы, юриспруденцию она постигала на собственном опыте.
- Тогда я поняла, что мне необходимо юридическое образование. Знание языков хорошо, когда оно приложено к какой-то практической деятельности.
Юристом Людмила работает уже пять лет. Два года назад, окончив юракадемию, сдала экзамен, с тех пор она адвокат. И трудоголик: ее
рабочий день начинается в половине девятого, заканчивается иногда заполночь. Она работает в адвокатской конторе, продолжает сотрудничать с общественным объединением, учится в аспирантуре. Тема ее диссертации - "Контроль за исполнением решений Европейского суда".
- Родители сначала возмущались, что я столько работаю, потом махнули рукой.
А работать помногу она привыкла: с первого курса института подрабатывала репетиторством, бегала по ученикам, прыгая из автобуса на трамвай. А сейчас, уже пять лет, она каждый день за рулем. Ездит на "ДЭУ-Нексии" - та устраивает ее своей вместительностью.
- Сыну Павлику шесть лет, мы готовимся к школе, и это многое осложняет. В качестве подготовки у нас школа развития, логопед и психолог, сам для себя он выбрал бальные танцы, французский язык и бассейн.
Никаких социальных льгот Людмиле не положено - ни бесплатного детсада, ни талонов на бензин.
- Хотя от молока "за вредность" я бы не отказалась: адвокатская работа очень эмоциональная. Например, у меня много дел, связанных с принудительной госпитализацией. Скажем, последнее: мама вызвала "скорую" к дочери, а приехала психиатрическая бригада, после родители несколько дней девочку по больницам разыскивали и обратились в суд... Такие дела психологически очень тяжелые, ведь адвокат должен все это пропустить через себя... А социальная защищенность - это не для адвокатов. Как говорит моя начальница: "Пенсия от государства адвокатам не грозит. Ее надо зарабатывать самим". Я и зарабатываю. С гонорарами по-разному получается: иногда 15 тысяч, а иногда шесть тысяч рублей в месяц...
Свободного времени у нее немного. Только в последнее время Людмила
приучила себя отдыхать по воскресеньям.
- Я поняла: чем больше дел, тем успешнее все раскладываешь по полочкам, становишься организованнее. Успеваю встречаться с друзьями - раз или два в месяц. Успеваю покататься с ребенком на сноуборде или сходить на каток. Иногда люблю что-нибудь вкусненькое приготовить. Раньше я много вязала, сейчас не получается. А для души занимаюсь французским языком... В отпуск я не ходила ни разу, только в декретный - ненадолго. Думала даже в роддом взять ноутбук, но врачи почему-то воспротивились...
Впрочем, в отпуск она не ходит еще и потому, что отпускные адвокаты не получают. Отдохнуть от трудов он может, но взносы за осуществление адвокатской деятельности платить все равно обязан, возмещения не получит и гонораров лишится. Невыгодно.