О потребительском буме в России
Упоминается дело известного сутяжника из Екатеринбурга
Сергея Смердова по туалету к Российским железным дорогам
В России - бум потребительского сутяжничества
Было время, когда продавец мог отказаться обслуживать вас и управу на него было не найти. Вам могли подсунуть вместо филе индейки свиное копыто - и не пустили бы даже на порог районного суда. А попробовали бы вы заявить в тексте иска компенсацию морального вреда в 11 тысяч долларов, поскольку вам попался таракан в колбасе и теперь вы мучаетесь бессонницей и испытываете отвращение к мясным продуктам. В наши дни один адвокат так и сделал: предъявил дохлого таракана и иск на 300 тысяч рублей. Судье пришлось открыть новое дело, хотя адвокат не стесняясь рассказывает всем, что просто хочет создать новый прецедент по потребительским искам.
Умный с иском не пойдет
По данным Верховного суда, в последние годы число исков россиян к производителям и продавцам ежегодно возрастает на треть. Около 100 тысяч исков рассмотрели в 2006 году, в нынешнем ожидается чуть ли не двухкратное их увеличение. Все условия для этого созрели. Во-первых, потребительский рынок растет как на дрожжах, продавцы не успевают следить за качеством - им проще заплатить компенсацию по какому-нибудь единичному иску. Во-вторых, появились мировые судьи, которые рассматривают иски до 50 тысяч рублей и выносят решение в 3-4 раза быстрее, чем обычный народный суд. В-третьих, после просмотра "судебных" телепрограмм граждане значительно лучше узнали свои права и стиль поведения в суде. В-четвертых, в обществе перебор юристов, которые ищут новые ниши. Простой обыватель с поводом для потребительского иска для них находка.
Чаще всего оспаривают качество товаров: мобильных телефонов, магнитофонов, утюгов и прочей техники, одежды и обу-ви. Много претензий к ЖКХ, к турфирмам и транспортникам. По словам адвокатов, суд встает на сторону потребителя в 9 из 10 случаев, но сами суммы компенсаций маленькие - 2-3 тысячи рублей.
- Наш потребитель привык к тому, что его постоянно обманывают, но не видит смысла искать справедливости, - говорит адвокат Николай Артамонов. - Продали ему, например, стиральную машину, она за год ломалась трижды - и гражданин терпеливо возит ее в ремонт, теряет время, силы, деньги. И он рад по уши, если ее хотя бы починят. На Западе в таком случае компания-производитель заплатила бы несколько тысяч долларов за одни неудобства.
Был случай: в квартире загорелся телевизор, в результате пожара жилище выгорело подчистую. Погорельцы подали к компании иск на несколько миллионов рублей, включив в него стоимость ремонта, утраченных вещей и причиненный моральный вред. Суд не рискнул этот иск удовлетворить.
- В противном случае многие сообразительные россияне перестали бы работать, а только высуживали бы у компаний мнимый и истинный ущерб, - считает юрист и правозащитник Борис Александров. - Петербуржцы очень редко судятся по принципиальным соображениям - только когда есть шанс получить серьезную материальную выгоду. Поэтому и производитель продолжает ставить на прилавки халтуру.
Суд - их ремесло
Однако профессиональные сутяжники в России все же есть. Екатеринбургский юрист Сергей Смердов в 2003 году прославился тем, что выиграл суд у Российских железных дорог, отстаивая свое право бесплатно посещать туалет на Ярославском вокзале. Суд постановил вернуть Смердову 10 рублей за пользование уборной и заплатить 500 рублей в качестве компенсации морального вреда. Но сутяжник на этом не успокоился: в конце 2006 года он отсудил у РЖД еще четыре рубля за постельное белье (вместо 40 руб-лей, указанных в ценнике на вокзале, с него пытались содрать 44 рубля).
В Петербурге тоже есть любители посудиться: 56-летний инженер Алексей Кирьянов в 2006 году подал 14 потребительских исков. Домоуправление включило в его квартплату статью за пользование лифтом, хотя живет он на первом этаже. Цена микроволновой печи в рекламной газете не соответствовала реальной цене в месте продажи. В магазине отказались принять купленные им брюки, поскольку на них не было никаких признаков брака. Но Кирьянов утверждает, что из Закона о защите прав потребителя следует, будто брюки можно вернуть в течение 14 дней, если они, например, не подходят к цвету обуви. Пожилой мужчина не пользуется услугами адвокатов и защищает свои интересы в суде лично. Для этого ему часто приходится отпрашиваться с работы, и это не очень нравится его начальству. Инженер подумывает подать в суд и на работодателя, ведь по закону его обязаны отпускать, если у него на руках есть судебная повестка.
Сегодня граждане значительно чаще подают в суд на врачей. Из искового заявления: "Прошу взыскать с ответчиков три миллиона долларов за вред здоровью путем умышленного сокрытия моего диагноза, по их вине запущенного, подорвавшего мое здоровье, лишившего меня навсегда материнства, для дальнейшего лечения за границей". И другой иск: "Прошу выплатить деньги в сумме восьми тысяч рублей на памятник моему мужу, умершему по вине больницы".
По данным Российского федерального фонда обязательного медицинского страхования, в российском уголовном и гражданском судебном производстве находилось около тысячи "врачебных" дел. Судами удовлетворяется около четверти исков, а средняя сумма выплаты составляет около 7 тысяч рублей на один иск. Для сравнения, в Великобритании пострадавшим от врачей выплачивается свыше 300 миллионов фунтов, причем ежегодно эта сумма возрастает на 10 миллионов.
- Подсчитано, что компенсации медицинских учреждений России в случае смерти человека составляют в среднем 7 тысяч рублей, - говорит Николай Артамонов. - Если человеческая жизнь стоит столько, то моральные страдания истца до сих пор кажутся судьям надуманным предлогом для получения наживы. Наше общество кидается из одной крайности в другую. Судам проще признать правоту истца, но не дать ему на этом заработать. И компании редко упираются, если к выплате присуждают копейки. В результате и волки сыты, и овцы целы.
Истории
Люди с претензиями
Наталья Кашуба из Химок отсудила у компании Coca-Cola 3133 рубля - в такую сумму женщине обошлось лечение гастрита, обострившегося, как она посчитала, после употребления продукции ответчика. К сожалению, до этого не дожил петербургский пенсионер Иван Прокопенко, подавший иск к табачной фабрике имени Урицкого. Почтенный дедушка более 50 лет смолил папиросы "Беломор", после чего врачи, как ни странно, обнаружили у него рак легких. Кто виноват в этой трагедии? Понятно - производители табачной продукции. В суде дело тянулось долго, болезнь прогрессировала, и решения по своему вопросу истец так и не услышал.
Одна молодая петербурженка, готовясь к замужеству, отправилась в салон красоты и заказала себе интимную стрижку с инициалами любимого. Но мастер салона проявил невнимательность и запечатлел две совсем другие буквы. Свадьба оказалась на грани краха. Помирившись, молодожены хотели заявить иск, но ни один адвокат не согласился представлять их интересы. "Нас всю жизнь будут помнить по этому делу", - в один голос отмазывались юристы. В итоге сошлись на компромиссе: салон оплатил молодоженам свадебное путешествие.
А как у них
Каприз потребителя
В США сумма исков потребителей к крупным компаниям составляет порядка 200 миллиардов долларов. При этом 90 претензий урегулируются в досудебном порядке. Американский адвокат Ральф Недер после серии выигранных дел написал книгу "Потребительская революция" и трижды выдвигался в президенты США от партии зеленых. На компенсациях, полученных от крупных корпораций, он заработал несколько миллионов долларов.
Пожилая американка Стелла Либек в 1994 году купила в "Макдоналдсе" кофе, вернулась в автомобиль, поставила стаканчик на торпеду и скомандовала дочери: "Вперед". Вряд ли кому-то из россиян пришло бы в голову, обварившись кофе в такой ситуации, потребовать у ресторана компенсацию в 20 тысяч долларов. Мадам Либек так и сделала, в результате чего получила аж 640 тысяч. Суд принял во внимание многочисленные жалобы обжегшихся потребителей и наложил на компанию крупный штраф, который по американским законам взыскивается в пользу потребителя, а не государства. Пример оказался заразительным: в России зафиксировано уже три иска к "Макдоналдсу". Правда, ни о каких миллионах в них речи не идет.