Водитель городского автобуса требует установить туалеты на
конечных остановках
Водитель рейсового автобуса из Екатеринбурга судится со своим работодателем по поводу оскорбления его достоинства. Он предъявил иск руководству предприятия за отсутствие мест общего пользования у него на работе.
42-летний водитель рейсового городского автобуса Алексей Рощин обратился в мировой суд Железнодорожного района Екатеринбурга с заявлением, в котором просил обязать руководство муниципального автопредприятия (ЕМУП МОАП) обеспечить санитарно-бытовые условия, необходимые ему для исполнения трудовых обязанностей.
- Мой рабочий день длится восемь часов, - говорит Алексей Рощин корреспонденту "РГ". - Практически все это время я нахожусь за рулем. Стоянки на конечных остановках - две-пять минут. Туалетов там нет. И как я должен отправлять свои естественные потребности?!
А действительно - как? Восемь часов - это много, обычный человек столько не выдержит. Но как-то же они выходят из ситуации. По секрету рассказывают: в кустики бегают, если есть поблизости. За какой-нибудь угол, забор. Вот только женщинам-кондукторам очень неудобно бывает…
Мы проверили: действительно, нигде на конечных остановках автобусов за номерами 57, 61, 60А, 43К, на которых работал и сейчас работает Алексей Рощин, никаких стационарных клозетов или биотуалетов нет. Почему же никто раньше не обратил на это внимания?
Представитель ответчика в суде Дмитрий Южаков объяснил позицию своего руководства так: ни в одном действующем нормативном акте, как и в трудовом договоре, не предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников туалетами. Есть же санузел на предприятии.
Но там, на предприятии, водители бывают только два раза в день: когда выезжают на линию и когда ставят автобус обратно. А весь рабочий день периодически маются и стыдливо озираются по сторонам в поисках убежища. Это ли не оскорбление личности и нарушение естественных правил проживания в цивилизованном обществе?
Алексей Рощин унижаться не хотел и потому еще раньше пытался доказать своему руководству, что оно, не желая ставить туалеты на конечных остановках, нарушает Конституцию страны, Евроконвенцию и Трудовой кодекс, защищающие достоинство личности.
Его не слушали, и тогда Рощин решал проблему по-своему. Он, высадив пассажиров на конечной, разворачивался и ехал порожняком на своей "гармошке" в депо или в ближайшую знакомую ему фирму, где есть туалет. Дорога туда-обратно занимала минут 20. Естественно, по этой причине Рощин выбивался из графика, за что его неоднократно наказывали: объявляли выговор, предупреждение и лишали премии. Один раз его даже уволили, но суд восстановил: Рощин, кроме того что очень настырный, еще и лидер свободного профсоюза на своем предприятии.
Мировой судья Елена Бочкарева, рассмотрев это пикантное дело, согласилась с тем, что туалеты водителям и кондукторам автобусов, безусловно, нужны. Она вынесла решение, по которому ЕМУП МОАМ (единственный, кстати, муниципальный автоперевозчик в городе) должен оборудовать места общего пользования на четырех конечных остановках транспорта - там, где сейчас водит свой автобус маршрута 43К Алексей Рощин.
Но автобусное руководство обжаловало это решение, и дело было передано уже в федеральный районный суд. Там судья Оксана Колесникова полностью отменила постановление мирового судьи.
Мотивировку этого решения нам, к сожалению, узнать не удалось из-за серьезных барьеров, которые воздвигнуты на пути информации из судов к прессе. Понятно одно: судья не усмотрела в законе прописанную обязанность руководителя предприятия обеспечивать санузлом своих работников на расстоянии.
- Мы не собираемся сдаваться и подаем надзорную жалобу в областной суд, потом в Верховный и, если вопрос не решится, будем обращаться в Европейский суд по правам человека, - говорит "РГ" представитель неугомонного Рощина адвокат Роман Качанов. - Почему-то у водителей трамваев и троллейбусов есть туалеты на каждом "кольце". Для водителей автобусов стандартом отрасли, утвержденным Минтрансом России, они тоже предусмотрены, но лишь для тех, кто ездит по дорогам первой-третьей категорий. Это трассы федерального значения, междугородние. А что, городские шоферы - не люди? Этот вопрос надо решать по-человечески. Ведь оскорблять общественную нравственность у нас законом запрещено, можно получить 15 суток за отправление нужды в неположенном месте. Значит, создайте условия, чтобы люди могли работать, не краснея перед этой самой общественностью. Кажется, биотуалет сейчас - не проблема.
Однако непосредственный руководитель Рощина, директор филиала муниципального автопредприятия Виктор Осипов, по словам самого бунтаря, твердо стоит на своем: туалеты горожанам должен строить не он, а муниципалитет.