Опубликовано: "Российская газета"-Урал, 19.06.2008 г.
Статья посвящена проблеме соблюдения прав человека в
медицинских учреждениях, в частности, в психитрических клиниках.
Почему поликлинники доводят пациентов до нервного срыва
Шокирующий случай произошел недавно в Екатеринбурге:отчаявшись получить достойное обслуживание в районной поликлинике, пенсионер попытался покончить с собой.
Как ни странно, на этот отчаянный шаг пожилого человека никто из чиновников особо не среагировал. Возможно, потому, что по счастливой случайности даже после двух выстрелов в голову пенсионер выжил. К тому же в нашей стране в кабинетах начальников очень живуч постулат, что старики — народ непредсказуемый и капризный,тем более во время болезни. Мало ли что ему в голову взбредет. Подобный протест, дескать, еще не повод делать выводы.
Но как ни крути, а факт остается фактом: медицинское обслуживание во множестве поликлиник в регионе таково, что люди просто боятся туда обращаться.
Самострел
Семидесятилетний Анатолий Овчинников в прошлом году похоронил жену. Она умерла от рака. Бедный супруг несколько месяцев видел, как мучилась от болей его жена, но никто из медиков не сумел облегчить её страдания — такого никто себе не пожелает.
А когда по весне Анатолий Леонидович упал на улице и сломал несколько ребер, он решил, что ни за что не будет обращаться за помощью к врачам из своей поликлиники.
Тяжело жилось, вздыхает он. - Едва по квартире передвигался — все тело болит. Однажды не вытерпел, вызвал «скорую помощь». Приехали, не отказали, даже обезболивающий укол поставили, о на дальнейшее лечение направили в поликлинику. Я не пошел. Даже имея в руках направление, для того, чтобы получить талон к специалисту, надо вставать в шесть утра, целый день в очереди сидеть. В итоге страдаешь больше не от болезни, а от того бездушия, что приходится выносить в медицинском учреждении.
Когда пенсионеру до отчаяния надоело болеть, он на одном из соседних рынков купил два самодельных пистолета. Переписал на детей все имущество. Оформил записку, где подробно объяснил ситуацию, и свое решение. После Присел на табуретку и выстрелил в висок. Почувствовав, что еще жив, достал второй пистолет и повторил попытку, но когда понял, что и на этот раз смерть не берет, решил спасать жизнь.
Он позвонил мне, говорит: «Я тут кровью истекаю», - делится с корреспондентом друг семьи Галина Мышкина. - Я приехала и вызвала «скорую».
Теперь Анатолию Овчинникову предстоит жить дальше с двумя пулями в голове . Врачи считают, что их пациенту повезло:
- Пули были малокалиберные, мягкие. Они ударились о кости, но пробить их не смогли, так и остались в черепе, - комментирует ситуацию заведующий отделением нейрохирургии ГКБ № 23Станислав Чурсин. - Глаз у больного остался цел, но видеть им Овчинников не сможет.
Сейчас самострельщик, по его словам, чувствует себя неважно: голову ломит. Однако, раз попробовав, больше расставаться с жизнью он не желает.
Синдром очереди
Мы решили своими глазами посмотреть на эту поликлинику № 1 в Железнодорожном районе города, которая довела пенсионера до такого нервного срыва.
Медицинское муниципальное учреждение предстало во всей своей неприглядной красе: обшарпанные стены, толпа мигрантов, ждущая очереди на флюорографию, нешуточные очереди на прием к врачам в коридорах. Люди ждут приема к врачу часами. Иногда даже всем не хватает места, чтобы присесть. Утомленные посетители рассказывают, как тут тесно и душно, одному дедушке в очереди стало совсем плохо, и он, привалившись к стенке, даже на время потерял сознание.
Испытывать свое сознание в очереди мы не стали, зато попытались заполучить талон на прием к терапевту. Не тут-то было.
Девушка, талонов нет, завтра приходите в полвосьмого утра, недружелюбно отвечает медсестра в белом халате на одну только скромную фразу : «Мне бы талончик...»
Ты, молодая, завтра не в полвосьмого приходи, а пораньше, пожалела меня какая-то бабушка. - Часов так в семь, авось, и получишь талончик. Но если уж очень у тебя болит, то попробуй без талончика попасть, хотя рискованно это: примут вряд ли, а несколько часов потеряешь.
Про неудавшийся суицид Овчинникова пациенты поликлиники кое-что слышали и вполне допускают, что тот мог стреляться от безнадежного ожидания качественного лечения.
Мы же все тут маемся одинаково, - поделился эмоциями с корреспондентом «РГ» один из постоянных посетителей поликлиники. - У меня жена парализована, каждый месяц сюда за рецептами ездить приходится. Сижу в очереди часами, а она там одна лежит. А вдруг случится что, пока меня нет? Я считаю, что это издевательство какое-то. И ведь на дом врача не вызвать, говорят, раз все у неё стабильно, то и не стоит лишний раз медиков беспокоить.
Получить комментарий о сложившейся ситуации от руководства самой поликлиники нам не удалось. Здесь явно не были расположены к общению с журналистами на щепетильную тему. Да и общий настрой медицинских чиновников известен давно: проблем в медицине хватает, к чему наступать на больную мозоль.
Писк протеста
В предыдущем номере «РГ» - «Неделя» мы уже анализировали ситуацию, сложившуюся в городских поликлиниках. Ситуация непростая. Как показывают результаты социологических исследований, немногим меньше половины опрошенных екатеринбуржцев страдают от невнимательного отношения врачей поликлиники к пациентам, примерно столько же отмечают, что за возможность полечиться приходится платить деньги. А на сложности процедуры записи на прием к врачу сетуют до четверти уральцев. Лишь менее двух процентов горожан не заметили в поликлиниках никаких недостатков.
Большинство наших земляков даже не представляют, как можно бороться со сложившейся ситуацией. Те у кого есть деньги, предпочитают оплачивать медицинские услуги. Малообеспеченные, но еще полные сил горожане регулярно жалуются в различные вышестоящие инстанции. Только за прошлый год на пейджер областного министерства здравоохранения («Минздрав») пришло немногим менее четырех тысяч сообщений, большая часть из которых — сигналы о проблемах в медицинских учреждениях.
Но, как показали социологические исследования, организованные Уральским педагогическим университетом и агентством ИТАР-ТАСС — Урал, самые безропотные у нас старики. Более 14 процентов из них даже не пытаются как-то повлиять на качество бесплатного медицинского обслуживания. Они просто терпят то, что им предлагают в муниципальных больницах. Во-первых, на другое-то медицинское обслуживание у них все равно шанса нет, а во-вторых, старики просто бояться «идти в бой».
Нездоровая реакция
Как ни парадоксально, но поводы для опасения есть. Три года назад житель Ревды Станислав Исарлов подал заявление в прокуратуру о том, что ему пришлось дать взятку заведующему хирургическим отделением местной больницы. Станислав страдал мочекаменной болезнью, заплатил за операцию, хотя уверен, что такие срочные вмешательства должны проводиться бесплатно. Врач в ответ обвинил пациента в лжесвидетельстве. В зал Ревдинского суда, где рассматривалось это дело, Исарлова не пустили судебные приставы, о решении он узнал явочным порядком.
Более того, судья вынес решение о заключении недовольного пациента в психиатрический стационар на принудительное лечение. «Я испытал все «прелести» лечения нейролептиками. Буквально выл, не мог подняться, ноги не слушались, - рассказал корреспонденту «РГ» Станислав Исарлов. в больнице он провел более года и до сих пор через суд пытается доказать уже не то, что дал врачу взятку, а свою вменяемость.
В сентябре 2007-го заведующий психиатрическим стационаром Василий Серебрянников сам обратился в суд, где доказал, что Исарлов здоров. Но через некоторое время, поняв, что пациент не собирается «отставать» от врачей, тот же Серебрянников подал иск о ... признании Станислава недееспособным. На днях Исарлов подал жалобу уже в Европейский суд по правам человека.
Конечно же, о всем разнообразии поликлинических проблем в управлении здравоохранения знают. Но прямого ответа, что делается для изменения ситуации, мы так и не услышали. Ситуацию с Анатолием Овчинниковым пресс-секретарь Екатеринбургского горздрава Инна Абелинскене прокомментировала сдержано, без драматизма: «Мы пока не знаем, что там на самом деле произошло и отчего дедушка решил застрелиться. У нас нет его официального заявления. Когда напишет, тогда будем разбираться».
А общую оценку она уже высказала в предыдущем номере, но для большей ясности взгляда мы её повторим:
Для всех государств мира медицина — одна из самых затратных отраслей, поэтому нигде нет полного комплекса медицинских услуг в пределах шаговой доступности. Это и не нужно. У нас же в стране — совершенно потребительское отношение к медицине. Мало кто бережет себя до болезни, но уж заболев, мы требуем о государства всего и сразу: обязаны — и точка. Это неправильно. Государство за последние годы много сделало для медицины и своих граждан. Конечно, этого недостаточно, но то, что на данный момент сделать можно, в Екатеринбурге делается.
Когда даешь взятку - надо держать в руке мобильник со включенным диктофоном, тогда ПОТОМ будет все проще и не надо будет допрашивать всех участников на "детекторе лжи"...
2. Андрей - 19.07.2008 09:35:08
В нашем городе врачи совсем обнаглели Например в наркологических и психиатрических учреждениях с людьми обращаются как с недочеловеками-зарабатывая на их лечении мало того зарабатывая на больных и их родственниках деньгии например анонимное лечение от алкоголизма законодательно бесплатное врач делает платным,чтобы лечь наркологический стационар заплати,за лекарства заплати,хочешь выписаться во время заплати иначе пролежишь очень долго... И так не только в спец клиниках.Добиться справедливости от горздрава и минздрава области не возможно.Все заявления на врачейв прокуратуре ложат под сукно/Круговая порука...C чего бы медикам не наглеть?