Можно ли изменить двадцатилетнюю практику нарушения прав
пассажиров?..
06.02.2006
Опубликовано: Газета Бизнес-Адвокат №6 март 2006 "Пассажир иногда прав"
Журнал Адвокат № 5 май 2006 год "Дело об автобусном
билете"
Гражданин Екатеринбурга, в течение года судившийся с
автовокзалом и отстоявший свое право на возврат билета,
приобретенного в кассах текущей продажи, оградил от
подобных посягательств права всех пассажиров России.
Отныне ни один автовокзал страны не сможет отказать
пассажиру в подобном требовании - 21 марта 2006 года
Верховный Суд РФ своим решением отменил законодательную
норму, по которой возврат билетов, приобретенных в кассах
текущей продажи, не производится.
До 1992 года в России не существовало института защиты прав потребителей.
Лишь с принятием 7 декабря 1992 года Федерального Закона «О защите прав
потребителей» законодатель поставил потребителя на особое положение. Именно с
того момента закон стал прочно входить в сознание рядовых граждан. Ведь далеко
не всем интересно, каким образом надо обжаловать действия должностного органа
или какова процедура отмены Постановления Правительства. Однако любой из нас с
детства хотел бы знать, что делать, если в магазине продали просроченную
колбасу, в течение какого срока можно вернуть в магазин сапоги, можно ли
получить назад деньги за неработающий утюг и тому подобные бытовые вещи…
В течение практически 20 лет ( ! ) на российских автовокзалах существовала
практика отказа пассажирам, которые являются потребителями услуг по перевозке,
в возврате их билетов, если они были куплены в день отправления пригородного
автобуса в кассах текущей продажи. Данная практика была установлена «Правилами
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР»,
утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176.
Естественно, это на руку перевозчикам – если у пассажира изменились планы или
просто он передумал ехать, он не мог сдать билет и получить обратно свои
деньги, не зависимо от причин. Данные Правила были развешены на всех
автобусных станциях, и в случае возникновения спорной ситуации
пассажира «тыкали в них носом» со словами: не мы придумали законы, не нам их
нарушать.
Однако наряду с этим, статья 32 ФЗ «О защите прав потребителей»
предусматривает, что «потребитель вправе отказаться от исполнения договора о
выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю
фактически понесенных им расходов связанных с исполнением обязательств по
данному договору».
Гражданин г. Екатеринбурга не согласившись с таким унизительным отношением
к потребителям, попытался восстановить нарушенные права у мирового судьи. Он,
как и многие, стал жертвой параграфа 23 «Правил», предусматривающего,
что «возврат билетов, приобретенных пассажирами на пригородные маршруты в
кассах текущей продажи, не производится». Ответчиком выступил Северный
автовокзал г. Екатеринбурга, который отказался возвращать деньги за
неиспользованный билет.
Представители автовокзала на судебных заседаниях утверждали, что Правила –
это специальный нормативный акт, что они не имеют права его нарушать. Но ведь
в российском законодательстве множество других нормативных актов, нарушение
которых также недопустимо. А Конституция, а Закон о защите прав потребителей?
Неужели, боясь нарушить Правила, этот министерский акт, перевозчики не боятся
нарушать Конституцию и федеральные законы? Не говорит ли это о том, что они
подчиняются тем законам и соблюдают те правила, которые им выгодны? Неужели,
если бы в Законе о защите прав потребителей существовала норма,
предусматривающая возможность отказывать потребителю в реализации его прав и
интересов, они бы о ней не знали?
Естественно, складывается впечатление, что организация-перевозчик
пользуется тем, что ей выгодно, тем, что приносит ей доход, не задумываясь о
правах каких-то там потребителей. Как ни уверяли ответчики в суде, что «были
бы рады взять билет на возврат, да Правила не позволяют», но на самом деле их
интересует только экономическая выгода – ведь деньги за билет, которые они
отказываются вернуть пассажиру, передумавшему ехать, есть не что иное, как
деньги из воздуха! Ведь только за один день через автовокзал проходит
несколько тысяч человек, даже если взять среднюю стоимость билета 50 рублей и
то, что вернуть его захочет один из пятидесяти человек, результат до 5 000
рублей в день. А в неделю, а в месяц, а в год?
А ведь Закон о защите прав потребителей специально создан как
дополнительная гарантия потребителям, в целях охраны их прав и интересов. Ведь
изначально организация-перевозчик и пассажир находятся в неравном положении:
договор перевозки – это договор присоединения, пассажир не может повлиять на
условия поездки, на стоимость билета, на основания возврата билетов и многие
другие факторы. Он вынужден принимать все так, как есть. А учитывая количество
наших автовокзалов, понимаешь, что и альтернативы у потребителя нет,
приходится пользоваться услугами, как бы они тебя не ущемляли. Именно поэтому
законодатель и создал закон о защите прав потребителей, закон, который призван
уровнять баланс сил и интересов организаций и граждан-потребителей.
Согласно части 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей», условия
договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами,
установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в
области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Именно
поэтому, в данном случае недопустимо применение министерских Правил в обход
Закона.
И суд, руководствуясь статьями 32 (право потребителя на расторжение
договора перевозки) и 15 (компенсация морального вреда) ФЗ «О защите прав
потребителей», признал правоту пассажира. Видя близость поражения,
представители автовокзала заключили с пассажиром мировое соглашение, по
которому он отказывался от исковых требований, а автовокзал обязуется вернуть
таки ему стоимость билета и выдать Удостоверение почетного пассажира
Северного автовокзала города Екатеринбурга, которое дает пожизненное право на
внеочередное приобретение билетов в кассах автостанции – довольно оригинальный
способ компенсировать причиненные нравственные страдания.
Не останавливаясь на достигнутом, «почетный пассажир» обратился в Верховный
Суд РФ с заявлением об отмене нормы, устанавливающей возможность подобного
перевозчиков, преследуя цель недопущения аналогичного нарушения прав
пассажиров на всей территории России. 21 марта 2006 года верховный суд РФ
признал обоснованным заявление гражданина и отменил абзац 2 параграфа 23
Правил перевозок пассажиров и багажа, устанавливающий, что стоимость
неиспользованных билетов на пригородные автобусы, приобретенных в кассах
текущей продажи не возвращается.
С момента вступления данного решения в законную силу, всем автовокзалам
страны придется пересматривать строки своих предполагаемых доходов и расходов,
учитывая то, что отныне они ни копейки не получат за неиспользованные билеты –
все суммы придется возвращать пассажирам.