Автор статьи рассказывает с какой проблемой ему пришлось
столкнуться когда он подал иск о защите прав потребителей в
по месту нахождения ответчика – в другом субъекте федерации,
где только что вводился институт мировых судей.
Вот уже третий год по всей России устанавливается давно позабытый институт мировых судей. Мировые судьи призваны разгрузить федеральные суды от мелких, и бытовых дел, которыми большей частью завалены последние, максимально упростить процедуру разрешения, приблизить по территориальному принципу суды к месту жительства граждан – участников правоотношений.
Мировые судьи рассматривают трудовые, семейные дела, незначительные имущественные споры между гражданами, административные и уголовные дела небольшой тяжести и некоторые другие.
Судебные участки охватывают, как правило, юрисдикцию, соответствующих федеральных судов, но на территории юрисдикции одного суда судебных участков может быть несколько.
Но вот где они располагаются и как узнать к какому мировому судье обращаться?
Наверное для тех истцов, кто подает иск по месту своего проживания это не составит особой проблемы – можно сходить, позвонить и спросить в ближайшем суде, адвокатской конторе к какому мировому судье ему следует обратится, узнать его адрес.
А как быть, если приходится обращаться к мировому судье другого города?
Допустим ответчик переехал в другой город, вы были где-то проездом и там нарушили ваши права?
Гражданин С. проживающий в Ханты-Мансийском Автономном округе в октябре 2001г. был проездом в г. Москве опоздал на электричку в г. Тверь, проходящую по рельсам Октябрьской железной дороги. Он решил сдать только что купленный билет, так как на следующей электричке, которая шла через 2 часа, он бы не успел съездить туда, сделать свои дела и вернуться обратно на поезд, уходящий из Москвы этим же днем в сторону его проживания. Надо сказать, что С. живет там где нет ни поездов, ни электричек.
Оказалось, что купленный на электричку билет возврату не подлежит.
С подал в Верховный суд заявление и отменил это правило, действовавшее еще со времен «царя Гороха», а вот с иском о возмещении 48 рублей за билет на электричку справится оказалось гораздо сложнее.
Поскольку рельсы принадлежали Октябрьской железной дороге, пришлось обращаться с претензией по месту нахождения конторы – в Санкт-Петербург. Узнать где эта контора располагается – не было особой проблемой. Контора даже не соизволила ответить. Остался прямой путь - в суд. И С. подает иск в Куйбышевский суд г. Санкт-Петербурга. Но, как раз в это время страна переходила на мировые суды и везде в разное время. Так совпало, что в данном районе Питера образовался судебный участок № 23 и теперь дело было подсудно ему. Об этом С. сообщила судья Куйбышевского районного суда Белисова. Но где этот участок располагается, его адрес, не сообщила.
С обжаловал определение об отказе в приеме заявления. Городской суд оставил определение в силе и никто об этом не сообщил, определение и поданный иск не выслал, пока С., уставший ждать, сам не сделал запрос председателю Куйбышевского районного суда. Благо у С. сын учился в Питере и он попросил сына выяснить где этот участок № 23 находится. Сын выяснил, и С. послал по новой иск мировому судье. Но не тут то было. Письмо с иском вернулось назад с пометкой: «суд выбыл». Что делать, где этот суд искать? С. обращается в судебный департамент Верховного суда с просьбой сообщить адрес неуловимого мирового судьи и прилагает свой иск. Судебный департамент переадресовал запрос в Питер и из Управления судебного департамента в Санкт-Петербурге пришел ответ: мировой судья участка № 203 ушел в отставку. В настоящее время дело опять подсудно Куйбышевскому районному суду. Ваше заявление и приложенные документы направлены председателю Куйбышевского районного суда.
Вот так, в течение двадцати месяцев пассажир не может взыскать свои несчастные 48 рублей с железной дороги. И все благодаря тому, что появился институт мировых судей призванный ускорить рассмотрение мелких дел. Будем надеяться, что иск С. уже приняли к рассмотрению и в ближайшее время ему придет повестка.
Но остается открытым вопрос: Если права С. опять нарушат где-то вдали от дома, не повторится ли история сначала? От одних только воспоминаний, сколько преград пришлось преодолеть (и сколько еще предстоит?!) С. бросает в дрожь.