Пожилые люди настаивают на том, что полученные 275 рублей компенсации взамен действующего ранее права бесплатного проезда на городском транспорте не компенсируют реальные расходы. А следовательно, прошедшая монетизация нарушила Конституцию РФ, гарантирующую, что законодательные и нормативные акты, которые принимают органы местного самоуправления, не должны ухудшать материального положения граждан.
Правдоискатели действуют сразу по нескольким направлениям. Один иск подан в суд Ленинского района областного центра. Истец требует признать решение городских властей недействительным и обязать администрацию установить стоимость единого льготного проездного на автобус, трамвай и троллейбус не выше 275 рублей. Ветераны Владимир Капустин и Анна Семенова обратились в Уставный суд Свердловской области. Они считают, что закон о монетизации льгот на транспорте ущемляет человеческое достоинство и права пенсионеров. «Каждый свердловский пенсионер и ветеран труда потерял на этой монетизации одну тысячу двести рублей в месяц, — утверждает Капустин. — Чтобы мы передвигались общественным транспортом в соответствии с нашими нуждами, придется покупать минимум четыре «социальных» проездных, каждый из которых стоит больше 300 рублей».
На тот случай, если местные власти протест не заметят, уральские пенсионеры уже готовят документы и в Конституционный суд. Общественники уверены, что у них есть шансы оспорить областной закон «О социальной поддержке ветеранов», который поставил пожилых уральцев в незавидное положение. Однако в аппарате уполномоченного по правам человека в Свердловской области на судебные перспективы смотрят скептически.
— Анализ решений Конституционного и Верховного судов по аналогичным искам в других регионах подсказывает, что вряд ли суд, в том числе Уставный, примет сторону стариков, — с сожалением констатирует уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова.— Считается, что коль льготы остались, то конституционные права граждан не нарушены, ведь механизм их компенсации может быть разным.
Масла в огонь добавил и тот факт, что власти Екатеринбурга плохо подготовились к заранее запланированной монетизации. Льготных проездных и абонементов напечатали недостаточно, и пожилые люди часами стояли у билетных киосков, чтобы купить заветный квиток. С начала февраля на многих киосках, чтобы не скандалить с пенсионерами, вывесили предупреждения: «Льготных абонементов нет».
— Третий день хожу в киоск на нашей остановке возле кинотеатра «Буревестник», — сообщил в редакцию инвалид первой группы Сазанов. — Все киоски на улице Дерябиной обошел — нигде нет льготных абонементов. Свои деньги за проезд тратить не хочу — обидно: за что меня лишили права, гарантированного государством?
— Абонементов берут очень много, причем впрок, и зачем это делают, непонятно,— объяснил корреспонденту «РГ» причины дефицита замдиректора Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления Александр Серебренников. — Скупают и не пользуются, а кому надо в данный момент, не могут купить. Считаю, что ситуация нормализуется, абонементы в киосках есть, но от количества проданного к нам «вернулось» только шесть процентов билетов.
Свердловская область — одна из последних регионов в стране, где монитизировали транспортные льготы. Вроде бы есть у кого поучиться, как провести переход с льгот на деньги наиболее безболезненно для пожилых людей. Ведь в большинстве крупных городов страны монетизация прошла без волнений в очередях и судебных разбирательств. Где-то ввели единые проездные на все виды транспорта, где-то постоянные электронные билеты. Но то ли местные власти решили, что ни к чему изучать этот опыт, то ли некогда было — сроки введения монетизации поджимали... Но сейчас чиновникам все равно придется предпринимать какие-то шаги и дорабатывать закон «под ситуацию».
Кстати
Депутаты Екатеринбургской городской Думы вновь обратились к областным властям с просьбой увеличить сумму компенсации либо «заморозить» реализацию закона до лучших времен. Обсудить сложности, возникшие в связи с заменой льгот денежными компенсациями, думцы планируют на своем заседании 17 февраля.
Я проработала на государственных предприятиях более 38 лет и продолжаю работать на государство а, имела благодарности министерства, а вот грамоту или медаль не получила, так как такими наградами обеспечивают себя руководители, для нас их просто нет, а сейчас никакими льготами не пользуюсь, так как неветераны труда. Какой же я подвиг должна совершить для государства, чтобы зарабртпть звание "ветеран труда, обидно жить в таком государстве, где нет для тебя никакой защиты защиты