Свердловский облсуд 3 июня принял решение оставить в силе
решение районного суда об аресте правозащитника Алексея
Соколова, задержанного 13 мая по подозрению в разбое.
Окончания расследования арестованный будет дожидаться в СИЗО.
Алексею Соколову инкриминируют участие в разбойном нападении на предприятие "Уралтермосвар" в городе Богданович Свердловской области. В мае 2004 года с территории этого предприятия были похищены сварочные аппараты и цветной металл. А спустя пять лет, в мае нынешнего года, двое осужденных, отбывающих наказание за другие преступления, написали явки с повинной и указали Алексея Соколова как своего соучастника. Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга санкционировал арест правозащитника. Защита обжаловала решение райсуда, но сегодня в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Интересы Алексея Соколова в этом процессе представляли сразу четыре защитника, в том числе известный московский адвокат, член комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Генри Резник. Он специально прилетел в Екатеринбург из столицы и работал практически бесплатно: по заключенному договору, за защиту Алексея Соколова получил гонорар в один рубль.
Генри Резник сказал Радио Свобода:
- У меня сложилось стойкое впечатление, что мы имеем дело с заказным делом. Это расправа над человеком, который почему-то вдруг почувствовал, что у нас можно безнаказанно влезать в дела силовиков и ставить их под контроль...
Адвокат назвал постановление об аресте Соколова незаконным. И посетовал, что суд фактически действует "в одной упряжке с оперативными органами, органами предварительного следствия"...
Сам Алексей Соколов на сегодняшнем процессе не присутствовал. Не была организована и видеотрансляция из следственного изолятора. Впрочем, и представители прокуратуры также не явились на процесс.
Напомним, что Алексей Соколов – руководитель общественной организации "Правовая основа", член свердловской областной "Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания". Такие комиссии созданы в российских регионах в соответствии с принятым год назад федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Кандидатуры в эти комиссии предлагают общественные объединения, но персональный состав каждой утверждает Общественная палата РФ.
Члены региональных наблюдательных комиссий вправе посещать места заключения. Материалы по итогам этих посещений должны направляться Уполномоченному по правам человека, в Общественную палату РФ, предоставляться общественным объединениям, средствам массовой информации, органам исполнительной власти и т.д.
Свердловская Общественная наблюдательная комиссия была создана около полугода назад и за прошедшее время успела проверить около десяти исправительных учреждений. В интервью, которое Алексей Соколов дал два месяца назад Радио Свобода, он рассказывал о ситуации с нарушением прав заключенных: неоказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, плохое снабжение продуктами питания, перенаселенность камер.
Среди расследований, в которых участвовал Алексей Соколов, - история в Копейской колонии, где 31 мая 2008 года были убиты четверо заключенных. Он также был в числе инициаторов проведения независимого расследования причин трагедии в дискотеке "Голливуд" в Первоуральске, которая случилась 21 марта нынешнего года. По мнению правозащитников, которое они огласили на пресс-конференции в конце апреля, милиция, обязанная охранять общественный порядок, халатно отнеслась к своим обязанностям.
Сегодня в Москве у Генпрокуратуры прошел пикет в поддержку Алексея Соколова. Его организаторами выступили руководитель общественного движения "За права человека" Лев Пономарев и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Людмила Алексеева отмечает, что это – первый в России случай ареста члена общественной комиссии по наблюдению за правами заключенных. Правозащитники рассматривают "дело Соколова" как попытку оказать давление на независимых наблюдателей.
Участники пикета передали в приемную Генпрокуратуры обращение к главе ведомства Юрию Чайке с призывом провести проверку по факту возбуждения уголовного дела и ареста правозащитника Соколова.