Судебная тяжба по поводу публикации о коррупции и
гомосексуализме в правительстве Свердловской области
завершилась. Екатеринбургская журналистка Яна Порубова
выиграла в Страсбурге дело против России. Европейский суд
признал, что осуждение Порубовой за клевету противоречит
международным правовым нормам.
— Это, несомненно, «знаковое» решение, — считает Сергей Беляев, руководитель общественного объединения «Сутяжник», защищавшего интересы Яны Порубовой в суде. — Теперь мы имеем все основания надеяться, что в аналогичных ситуациях Европейский суд и дальше будет принимать решения в пользу журналистов, пострадавших от российских сластей.
Преследование журналистки началась в 2001 году после выхода в газете «Д.С.П.» (редактором которой Яна Порубова тогда являлась) статьи под громким названием «Гей-скандал в «Белом доме» и других публикаций. В текстах «Д.С.П.» были выдвинуты серьезные обвинения против некоторых высокопоставленных чиновников Свердловской области.
Вот как эту ситуацию в 2002 году описывало издание «Газета» (Gzt.ru): «Уголовное дело против журналиста прокуратура Свердловской области возбудила 12 октября прошлого года. Основанием послужило заявление Алексея Воробьева. Председатель правительства посчитал оскорблением утверждение о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, о чем сообщила в своем первом номере, вышедшем тиражом в 500 тысяч экземпляров и бесплатно распространенном на территории Свердловской области, газета «Д.С.П.».
В статье «Гей-скандал в Белом доме» речь шла о якобы похищенных из бюджета Свердловской области двух миллиардах неденоминированных рублей. Взамен же миллиардных платежей в областной бюджет ГП «Свердловская железная дорога МПС РФ» выдало правительству Свердловской области трехкомнатную квартиру в Москве. С отделкой и мебелью. Сообщалось, что эту аферу провернул председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев — ради встреч со своим любовником, бизнесменом и нынешним депутатом Свердловской областной думы Сергеем Капчуком», — сообщала Gzt.ru.
Оскорбленные чиновники подал на редактора «ДСП» иск в суд, обвиняя журналистку в клевете. Суд приговорил Яну Порубову к 1,5 годам лишения свободы (ч.1 ст. 129 и ч.1 ст. 130 УК РФ), но факты, изложенные в статье, а конкретно — описание зачетной схемы вывода и обналичивания денег для покупки пресловутой квартиры, заинтересовали прокуратуру.
В результате, Сергею Капчуку и его брату-близнецу Константину Капчуку (по мнению некоторых СМИ, также принимавшему участие в афере, контролируя операцию со стороны СвЖД) было предъявлено обвинение по ч.3 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Сергей ушел в бега (по слухам, его видели в Тайланде и в ОАЭ) и по сей день находится в международном розыске, Константина арестовали 20 октября 2005 года, через год, 26 октября 2006 года, он был приговорен к 5 годам и четырем месяцам лишения свободы. Впрочем, в конце февраля 2007 года Константин уже вышел на свободу (при рассмотрении очередной кассационной жалобы суд снизил срок до 3 лет).
«Схема»
На основании пакета документов, включающих в себя и материалы уголовного дела Капчуков, и даже внутренние документы «Белого дома» журналист Степан Рассказов опубликовал в сети Интернет собственную версию процесса покупки Сергеем Капчуком квартиры (желающие могут ознакомиться, данные материалы находятся в свободном доступе).
По его мнению, операция была выстроена следующим образом. 6 февраля 1997 года Сергей Капчук добился у главы областного правительства подписания договора между правительством области и Свердловской железной дорогой о погашении областных налоговых платежей транспортного ведомства натуральным покрытием в виде трехкомнатной квартиры в столице с отделкой и мебелью.
20 февраля 1997 года издается распоряжение о замене платежей СвЖД в областной бюджет недвижимым имуществом на сумму 2 миллиарда рублей.
25 февраля 1997 года в обеспечение упомянутого договора управляющий делами губернатора официальным письмом обращается к СвЖД с просьбой оплатить счет за трехкомнатную квартиру в Москве по предлагаемым реквизитам. Счет выставляется от третьей фирмы с реквизитами банка, зарегистрированного в Риге.
Заместитель начальника Свердловской железной дороги подписывает поручение расчетно-вексельному центру СвЖД оплатить указанный счет. 28 февраля и 19 марта 1997 года СвЖД отправляет 2 миллиарда рублей по указанному адресу.
Деньги со счета третьей фирмы обналичиваются. Спустя три года правительство области отказывает СвЖД в замене налоговых платежей, так как имущества в виде квартиры по договору до сих пор не поступило.
19 января 2001 года СвЖД обращается в суд с иском к правительству о взыскании средств, выплаченных железнодорожниками на третью фирму в соответствии с распоряжением председателя правительства и по письму управляющего делами губернатора. 26 марта суд удовлетворяет иск и предписывает взыскать соответствующие средства в пользу СвЖД из казны Свердловской области.
«Разборки»
В сентябре 2001 года вышла нашумевшая статья «Гей-скандал в «Белом доме» полумиллионный тираж был бесплатно распространен по всей Свердловской области. 12 октября 2001 года прокуратура возбудила уголовное дело в отношении редактора «Д.С.П.» Яны Порубовой по двум статьям УК РФ (клевета и оскорбление). Поскольку ни автора материала, ни предполагаемых заказчиков найти не удалось, всю ответственность возложили на редактора, выпустившего номер. 22 апреля 2002 года суд приговорил Яну Порубову к 1,5 годам лишения свободы, но на счастье журналистки, приговор совпал по времени с объявлением амнистии, под которую обвиняемая и попала.
«До тюрьмы не дошло, но вот в СИЗО «почалиться» риск был», — вспоминает она.
Яна Порубова продолжала настаивать на своей невиновности и в 2003 году подала иск в Страсбургский суд, апеллируя к Международной Конвенции по защите прав и свобод человека. И вот, наконец, основываясь на ст. 10 Конвенции (свобода выражения мнения), Международный суд по правам человека вынес решение в пользу журналистки.
— Я уверена, что в той ситуации я действовала абсолютно правильно и Страсбургский суд подтвердил это, — резюмировала Яна Порубова в беседе с «МК-Урал». — Это решение я считаю неким актом справедливости. Было бы неплохо показать текст приговора тем преподавателям вузов, которые на своих лекциях по «черному PR» приводят меня, как пример того, как делать не надо.
Впрочем, на своих обидчиков она зла не держит. «Один из них давно в международном розыске, а второй — пожилой человек со слабым здоровьем. Так что никаких плясок на костровище я устраивать не буду», — заключила Яна. Однако на официальную власть этот альтруизм не распространяется. В ближайшем будущем журналистка потребует у российского суда реабилитации, все-таки жить с клеймом «зэка» не так-то просто. Например, месяц назад Порубову в очередной раз пригласили в милицию на «плановое мероприятие» — снять отпечатки пальцев.
По словам Людмилы Чуркиной, адвоката Яны Порубовой, действовать они смогут начать только через три месяца, 8 января 2010 года (пауза обусловлена российским законодательством). В будущем году адвокат планирует апеллировать к ст. 413 УПК РФ (процедура пересмотра дела в связи со вновь открывшимися обстоятельствами), затем, возможно, они потребуют от правительства компенсировать моральный вред.
— В данной ситуации, Яна повела себя тактично по отношению к Российской Федерации, не потребовав компенсации еще в Страстбурге. Поэтому Россия должна простить Яну, сняв с нее судимость, и как минимум, извиниться, оплатив моральный ущерб, — уверен Сергей Беляев, добавив, что свердловчане всегда отличались высокой правовой активностью — по количеству поданных в суд по правам человека заявлений, Свердловская область занимает одно из первых мест среди регионов РФ. «Заявления свердловчан отличаются тем, что практически каждое из них носит прецедентный характер. Мы со своей стороны делаем все для введения на Урале европейской правовой культуры», — заявил он.