"Огоньку" стали известны некоторые обстоятельства и
подробности закрытых от прессы и публики уголовных дел,
заставивших президента страны, по сути, разогнать
Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН), уволив более
20 ее руководителей разного уровня.
Владимир Овчинский, доктор юридических наук, при участии Натальи Шергиной, С.-Петербург
О том, что система исполнения наказаний в стране тяжело больна и нуждается в радикальном лечении, знает вся страна. Насчет всеобщего знания — не просто фраза, а статистика: с начала нового, XXI века через эту систему уже прошло более 10 миллионов человек, так что с учетом их родственников и друзей едва ли не все взрослое население в курсе проблемы.
В конце минувшего года ею наконец-то озаботилась и власть: после смены руководства ФСИН было объявлено о необходимости кардинального реформирования этой сферы, была представлена и концепция реформ. Она предусматривает серьезные (хотя и не всегда бесспорные) изменения в структуре службы исполнения наказаний, ставит амбициозные задачи по гуманизации системы. Однако при всем этом, что удивительно, практически ни слова не говорится о самой острой сегодня для этой службы проблеме — кадровой.
Речь в данном случае не только о коррупции и мздоимстве, которыми структуры исполнения наказаний поражены так же, как и другие службы, а о ставших едва ли не рядовым явлением в местах заключения пытках и издевательствах над людьми. Оказавшихся в колониях, тюрьмах, СИЗО пытают люди в погонах. И это, увы, носит системный характер.
Бывшие руководители ФСИН всегда отрицали наличие этой тяжелой болезни. Но в 2009 году многие безобразные факты получили огласку. Смена руководства ФСИН произошла после жуткой истории с гибелью в СИЗО юриста Магницкого, по сути, замученного следователями и тюремщиками. Неслучайно в общественном мнении сложилось убеждение, что именно этот эпизод заставил власти заняться реформированием системы. Это не совсем так. Дело Магницкого стало последней каплей, но вызревала ситуация совсем на других "дрожжах".
Питерский шок
Настоящий пыточный конвейер, устроенный руководством ГУ ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, был вскрыт питерским Следственным комитетом при прокуратуре и ФСБ в начале минувшего года. Произошло это "вскрытие" во многом случайно — в феврале в надзорные органы поступило обращение от врачей ведомственной тюремной больницы, куда был доставлен, по воспоминаниям очевидцев, "кусок отбитого мяса". Беспредельщиков в погонах долго не искали, да они и не скрывались — несли службу. О том, что творили эти "служивые", свидетельствует письмо родственницы одного из осужденных, Екатерины Устиновой, на имя президента России:
"Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В настоящее время Следственным управлением по Санкт-Петербургу и ЛО Следственного комитета при Прокуратуре РФ расследуется уголовное дело, возбужденное 17.02.09 в отношении сотрудников ГУФСИН по СПб и ЛО. Данное уголовное дело на сегодняшний день включает в себя несколько эпизодов. Эпизод, с которого все началось,— избиение и совершение сексуальных действий насильственного характера в отношении осужденного Б., который совершил побег из колонии поселения Форносово. Мотивом побега послужило вымогательство денег за условно-досрочное освобождение со стороны сотрудников колонии. Б. был пойман через некоторое время и доставлен в МОБ им. Ф. П. Гааза (тюремная больница.— "О"). Данное преступление по приказу и под непосредственным руководством начальника оперативного управления ГУ ФСИН Типпеля В. И. совершили: зам. начальника оперативного управления ГУФСИН полковник Балоболко Р. Р., начальник отдела розыска майор Березкин, начальник ИК-47/6 подполковник Гаврилов, зам. начальника ИК-47/6 майор Хачикян. Б. спустили в подвальное помещение, раздели догола, побрили волосы на голове и всем теле. После чего полковник Балоболко и майор Хачикян написали на груди и спине Б. "петух". Затем избили его, в избиении принимал участие подполковник Типпель, пластиковой вешалкой целенаправленно били по половым органам (нанесли более 10 ударов). После этого Б. "опустили" — черенок от швабры был введен в анальное отверстие, после чего этот кусок швабры был засунут ему в рот. Затем по приказу полковника Балоболко Р. Р. один из заключенных засунул Б. член в рот, при этом все свои действия снимали на видеокамеру. Данное видео приобщено в качестве вещественного доказательства к материалам уголовного дела.
Аналогичный эпизод произошел ранее, также на МОБ им. Ф. П. Гааза, в декабре 2008 г. с осужденным Н., который прибыл в МОБ с ИК-5 за девять дней до своего освобождения. Начальник отдела противодействия преступным группировкам ГУ ФСИН майор Петров по прямому приказу подполковника Типпеля В. И. прибыл на МОБ и под угрозой расправы заставил "активистов" избить и "опустить" Н., также снимая все эти действия на видео. Данное видео также приобщено в качестве вещественного доказательства к материалам уголовного дела.
От действий первого заместителя начальника ГУ ФСИН генерала Маленчука В. Ф. полковника Бычкова Е. Г. и подполковника Типпеля В. И. пострадал еще один осужденный в Форносово Л.. В середине осени 2008 г. Л. бежал из колонии-поселения, был пойман, доставлен в ГУ ФСИН на ул. Захарьевскую, д. 14, где полковник Бычков Е. Г. и подполковник Типпель В. И. в кабинете полковника Бычкова Е. Г. приковали его наручниками к батарее и избивали несколько часов резиновыми дубинками. В результате Л. сломали два ребра, нанесли несколько разных ран на голове, от этих ударов Л. получил сотрясение головного мозга. Был доставлен в МОБ, где проходил длительное лечение. По данному эпизоду Типпель В. И. и Бычков Е. Г. дали признательные показания. Этот эпизод был выделен в отдельное дело. Бычков Е. Г. и Типпель В. И. заявили ходатайство о рассмотрении этого дела в особом порядке. Их ходатайство было удовлетворено, и 15.09.2009 г. Дзержинским судом Санкт-Петербурга Бычков Е. Г. и Типпель В. И. были приговорены к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима и лишены специальных званий.
В начале осени 2008 г. начальник управления следственных изоляторов подполковник Довгополый А. С. и подполковник Типпель В. И. в следственном изоляторе 47-4 Лебедево пытками вымогали из подследственного Г. (проходит обвиняемым по делу о мошенничестве) крупную денежную сумму. Били его, вешали за руки в наручниках. Деньги передала жена Г. У Г. до настоящего времени не восстановилась функция пальцев на руках. Обвинение подполковнику Довгополому А. С. в совершении им этого преступления было предъявлено в июне 2009 г. По данному эпизоду подполковник Довгополый А. С. дал признательные показания (уже есть и приговор — 3 года лишения свободы. — "О")...
Все вышеперечисленные эпизоды вошли в уголовное дело, и по ним ведется работа, но целый ряд подобных преступлений, совершенных сотрудниками ГУ ФСИН, остались пока нераскрытыми по объективным и субъективным причинам..."
В письме приведены только те факты, которые уже зафиксированы в приговоре. По другим проводится расследование. Ведь у Бычкова в сейфе была изъята целая кипа видеодисков с пытками, которые творил он и его подчиненные. Пытали не для того, чтобы раскрыть преступление или предотвратить побег. Пытали, чтобы посредством этих видео "выбить деньги" из родственников осужденных, перевести на своих людей собственность истязаемых. Сейчас под следствием находится еще 10 сотрудников питерского ГУ ФСИН, в том числе и руководители.
Начальник питерского ГУ ФСИН Владимир Маленчук — один из 20 региональных руководителей системы, которых президент снял с должности своим Указом в конце прошлого года. Но это снятие, похоже, пока формальное — в связи с начавшимся реформированием структур ФСИН. Неужели у генерала Маленчука, руководившего командой садистов в погонах, еще остается шанс порулить?
Сослуживцы-подельники
До Питера Владимир Маленчук трудился по профилю в Калининграде, а до него — в Кемеровском и Челябинском департаментах ФСИН. Челябинский адрес нынче печально знаменит — следственными органами в пытках и убийствах обвинены его недавние руководители. Обвинения, в частности, предъявлены начальнику Челябинского ГУ ФСИН генерал-майору Владимиру Жидкову, а также начальнику управления по безопасности этого ГУ ФСИН майору Евгению Афанасьеву и начальнику оперативного управления майору Андрею Шилину.
Эти руководители для того, чтобы скрыть убийство нескольких осужденных в результате пыток со стороны сотрудников исправительной колонии N 1 г. Копейска Челябинской области, по заключению следствия "инсценировали нападение погибших осужденных на должностных лиц исправительного заведения", а также "подготовили пакет подложных документов о произошедшем".
Конкретно к этому сюжету, разумеется, ни Маленчук, ни его осужденные подчиненные отношения не имеют, но профессиональный почерк формируется ведь не в один день — всегда есть истоки и этапы "большого пути". Участники питерской пыточной "бригады" по службе всегда были рядом, росли в званиях друг у друга на виду и шли по карьерной лестнице командой. Осужденный полковник Бычков, например, постигал азы работы с контингентом младшим офицером в том же Челябинске, а в чине майора запомнился в Калининграде уже утонченным мастером — не столько тем, что лютовал физически, сколько издевательством моральным: он, как вспоминают бывалые люди, распорядился во время обысков вышвыривать иконки и срывать у зэков цепочки с крестиками. Вспоминают и другое дивное ноу-хау калининградского УФСИН того времени: в качестве наказания за жалобы на начальство был проведен показательный расстрел перед строем заключенных... кошек, обитавших на зоне. Рассказывают, что даже бывалые зэки при этом плакали.
После таких деталей фраза "в зоне служат только энтузиасты" из интервью генерала Маленчука питерским СМИ воспринимается по-особому. Своеобразным комментарием к этому могут послужить слова из другого интервью — бывшего прокурора по надзору за исполнением законности в исправительных учреждениях Калининградской области Юрия Корзина: "Я открыто заявлял, что они (Маленчук, Типпель, Бычков) не имеют права работать с людьми. Они ненавидят как сотрудников, так и осужденных".
Элита профессии
До той поры, пока не грянул скандал, все упомянутые высокопоставленные офицеры ФСИН считались подающими особую надежду кадрами. В расцвете лет (всем чуть за 40), образованные (у генерала Маленчука так и вовсе два высших образования), преданные делу, отмеченные наградами и поощрениями — короче, ведомственная элита. Осужденный за садизм Бычков, например, был признан лучшим работником в системе ФСИН, и только арест помешал ему сделать очередной карьерный шаг — его ждал пост начальника службы исполнения наказаний в Курганской области.
Прежнее руководство ведомства, надо отметить, за подчиненных стояло горой до последнего. По признанию знакомых с ходом следствия по питерскому пыточному конвейеру людей, если бы не изъятые у садистов в погонах видеоматериалы и не привлечение к этому делу ФСБ, вся история вообще могла бы обернуться иначе: всю попавшуюся команду сначала пытались "отмазать" вчистую, потом тянули на приговор по формуле "ниже низшего" — через признание мелких проступков и заключение сделки со следствием, в рамках которой тяжкие эпизоды либо рассматривались поверхностно, либо выпадали из дела вовсе.
Вот фрагмент из подписанного группой правозащитников документа — заявления "Союза заключенных": "Сейчас, насколько известно от родственников потерпевших, следствие пассивно, замедляет обороты. Все считают, что сколотивший в подконтрольном ему ведомстве команду генерал Маленчук, всячески используя административный ресурс, пытается замять преступления коллег. Об этом свидетельствуют косвенно те обстоятельства, что главари и организаторы банд насильников были обвинены только в превышении должностных полномочий. О фактах сексуального насилия, о доведении до самоубийств, о пытках и убийствах граждан, в которых чиновники ФСИН принимали непосредственное участие, не было даже упомянуто..."
Стоит отметить, что даже после приговора суда бойцы из команды Маленчука не ощущают себя обделенными ведомственной заботой: сообщалось, к примеру, о том, что тот же Бычков пристроен в хозобслугу Тихвинского изолятора и даже, по слухам, на Новый год был отпущен домой. Ему и его подельнику Типпелю после кассации вернули звание — так что они теперь опять при звездах. В Интернете по этому поводу целая буря: по уставу, выходит, двум садистам надзиратели обязаны честь отдавать и обращаться по форме (товарищ полковник и подполковник), а еще им пенсия обеспечена с учетом выслуги лет и прочими атрибутами...
* * *
Для нового руководства ведомством питерский скандал — это суровое испытание, проверка на прочность. От того, какие будут сделаны выводы, зависит и перспектива реформы всей службы. Сейчас проверки ФСИН идут по нескольким десяткам регионов. Как минимум, это значит, что сказку про "отдельные вопиющие случаи исключений" нам уже рассказывать не собираются.
Тюремная отрасль
СТАТИСТИКА
На конец 2009 года в учреждениях ФСИН содержалось 875,8 тыс. человек, в том числе в 755 исправительных колониях отбывало наказание 731,4 тыс. человек; в 225 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 135,2 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,9 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 6,3 тыс. человек. В учреждениях содержится 70,4 тыс. женщин, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 844 ребенка.
В состав ФСИН также входят 2450 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоит на учете 549,9 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; 205 федеральных государственных унитарных предприятий, 499 центров трудовой адаптации осужденных, 38 лечебных центров, 40 учебно-производственных мастерских.
При исправительных и воспитательных колониях функционируют 315 вечерних общеобразовательных школ и 521 учебно-консультационный пункт, 338 профессионально-технических училищ.
Штатная численность уголовно-исполнительной системы, содержащейся за счет средств федерального бюджета, составляет 328166 единиц, из них: 265031 должность, подлежащая замещению лицами начальствующего состава, 52 должности федеральной государственной службы и 63083 должности гражданского персонала.
Ситуацию комментирует Иосиф Габуния, адвокат Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург", член правозащитного совета.
Конечно, Маленчук и его заместители будут утверждать, что ведут борьбу с криминалитетом. На самом деле эти люди, приехавшие с периферии в Петербург, самоутверждались. Я предполагаю, что Бычков, Типпель, Довгополый ничего не делали без согласия своего начальника Владимира Маленчука. Это не команда, а какая-то группировка, которая, приехав в Северную столицу, начала издеваться над заключенными. Только сегодня эти сотрудники ГУ ФСИН осуждены за насилие над людьми, а Маленчук отстранен от должности. Но у меня были жалобы от заключенных на зверства и пытки и в 2006, и в 2007, и в 2008, и в 2009 годах! Я неоднократно направлял, в свою очередь, жалобы и запросы — прокурору Ленобласти, прокурору Петербурга, прокурору, отвечающему за содержание в изоляторах, генеральному прокурору, начальнику ФСИН, начальнику ГУФСИН... Получал ответы из одной-единственной фразы: ваша жалоба не подтвердилась, фактов нарушений не обнаружено! Кстати, сам Маленчук почему-то ни разу публично не дал ни одного комментария в связи с посадкой за решетку всей своей "команды". Он бы уточнил, чем они занимались, что там и наркотики проносят сотрудники, и телефоны, и все продается и покупается. За УДО (условно-досрочное освобождение) люди деньги платят. Почему же он молчит?
Осудили трех крупных чиновников, помощников Маленчука, за должностные превышения. Но я одного не понимаю: почему ни Следственный комитет, ни судья не указали на мотивы этих преступлений? Для чего нарушали закон Бычков, Типпель, Довгополый? Конечно же, для того, чтобы вымогать у осужденных деньги! Услышав приговор, я был очень удивлен тому, что ничего не сказано о мотивах преступлений. Я предполагаю, что подследственные заключили сделку со следствием, поэтому дело было рассмотрено в особом порядке. Без допросов свидетелей и потерпевших.
На месте компетентных органов подобные случаи надо пресекать и наказывать более строго, иначе у людей рождаются мысли о том, кому это выгодно и как следствие недоверие к власти.Жаль что в думе нет ещё правозащитной партии "лобби".Любая область может просиять такими вот Маленчуками,вопрос только во времени!
2. ананим - 05.02.2013 16:55:34
Я ранее не судима мне 55 ,но в 2010 г меня судебные приставы засудили за имущество оцененое имежи в 1000 руб. присудили обяз- работы, болела все не смогла отработать.Заменили на колониию 16 дней. и я побывала колония №6 Новгородская обл. на первый неопытный взгляд общага 70 годов. Но позже меня шакировало отношение к осужденным. Сидят там осужденные по ст 158, 157, и аварийщики. С точки зрения матери вырастевшей дочь самостоятельно в тяжелейших условиях, техже 70-80 годов и перестройки, этих горе родителей нужно судить и поселять не в такие комфортные условия а более строгие, вырабатывающие привычку к труду и зарабатыванию денег для своих детей. А вот воришек по мелкому да ещё и детдомовских искренни жалко. Сидят в одном заведенении со своими мамашками или им подобными. Я считаю им нужны психологи, обучающие центры как жить в этом сложном и жестоком мире.
Позор нашим соц защитам и отделам опеки. Сожать нужно тех кто обязан за зарплату учить обогревать и любить этих детей.
Корм там ... из 16 дней я смогла один раз только зайти в столовку, далее предпочла голод... Еслебы не поддержка супруга продуктами
врядли с моим давлением и сердцем пережилабы этот ужас. Можно много писать не буда- дам совет, 1) одежду еду всё везити с собой, работать вас погонят в первый же день.
Рабочий одежды не дадут. Условий карантина и обследования вновь поступивших в помине не существует. Так что по освобождению на контрольное обследование по тубикуркулёзу, спиду и тд. бегом ... без захода домой !
Удачи всем кому предстоит посещение подобных заведений!!! А я начну писать письмо Путину , хотя врядли это чтото изменит.
Законы не работают, осужденные в срахе поподания в шизо молчат... Но я всёровно напишу