Нужна ли России Конвенция Совета Европы о противодействии
торговле людьми?
(по материалам Круглого стола «Международные стандарты
противодействия торговле людьми: российский опыт»
Екатеринбург, 21.09.2010 г.)
15.10.2010
Еще в 19 веке в Европе была запрещена торговля людьми.
Однако несмотря на то, что уже 21 век, торговля и рабство не
исчезли. И более того, они стремительно развиваются. По
неофициальным данным, этот «бизнес» занимает третью строчку
в мире по обороту денежных средств, после торговли
наркотикам и оружием.
7 января 2010 года Европа была потрясена известием о принятии Европейским судом по правам человека постановления по делу «Ранцев против Кипра и России»1. В этом постановлении ЕСПЧ признал нарушение Кипром и Россией помимо прочего статью 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение рабства и принудительного труда). Поводом для вынесения такого решения стал случай, произошедший в 2001 году с уралочкой Оксаной Ранцевой. Тогда молодая девушка, подписав в России контракт на работу переводчиком, приехала на Кипр, но вместо обещанной работы попала в сексуальное рабство в одно из местных кабаре. При попытке вернуться домой, молодая россиянка была найдена мертвой. Ни Россия, ни Кипр должного расследования по данному факту не проводили, что и привело в итоге к постановлению ЕСПЧ по жалобе, инициированной отцом погибшей девушки.
15 сентября 2010 года Комитет министров Совета Европы провел заседание, на котором рассматривалось, как государства исполняют постановление «Ранцев против Кипра и России».
Постановление ЕСПЧ «Ранцев против Кипра и России» , и начатый Комитетом министров Совета Европы контроль за исполнением этого постановление побудили Дискуссионный клуб Свердловской области по обсуждению актуальных проблем взаимодействия общества и государства выступить с инициативой провести круглый стол, посвященный вопросам противодействия торговле людьми. Дискуссионный клуб создан по инициативе общественных организаций Свердловской области, а также организаций, предоставляющих юридические услуги бизнесу, при поддержке Уполномоченного по правам человека Свердловской области и Комиссии Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области по предварительной подготовке материалов к рассмотрению на заседании Областной Думы кандидатур на должности судей.
Инициатива была поддержана, и 21 сентября 2010 года в здании Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области прошел круглый стол «Международные стандарты противодействия торговле людьми: российский опыт».
В работе круглого стола приняли участие: Уполномоченный по правам человека Свердловской области, представители органов государственной власти (аппарата Полномочного представителя Президента РФ в УрФО, представительства МИД России в Екатеринбурге, Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области, представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области и Управления Федеральной миграционной службы); сотрудники консульств иностранных государств в г. Екатеринбурге; специалисты по международному праву; журналисты, адвокаты, общественники и правозащитники.
Главной темой дискуссии стал вопрос — должна и готова ли Россия подписать и ратифицировать Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми (далее по тексту Конвенция), которая была открыта для подписания в Варшаве 16 мая 2005 года. Эту Конвенцию подписали 43 европейские страны, 30 из которых её уже ратифицировали. Российская Федерация, наряду с Лихтенштейном, Монако и Чехией, относится к числу стран, которые Конвенцию не подписали.
По мнению Людмилы Михайловны Чуркиной, юриста ОО «Сутяжник», адвоката и представителя интересов Ранцева в ЕСПЧ, Россия должна ратифицировать Конвенцию. Свою позицию она объяснила тем, что введение в действие Конвенции в России повысит уровень и возможности государства в сфере борьбы с торговлей людьми и рабством, в частности, позволит привлекать к уголовной ответственности юридические лица, причастные к торговле (агентства по набору персонала, брачные агентства и т.д.), хотя для этого придется серьезно изменять законодательство. А также повысит ответственность государства в этой сфере, поскольку страны-участницы Конвенции обязаны ежегодно отчитываться перед Парламентской Ассамблеей и Комитетом Министров Совета Европы о мерах, предпринимаемых страной для противодействия торговле людьми.
Но не все участники Круглого стола придерживались такой точки зрения. В пользу нератификации в настоящее время Конвенции выступила доцент кафедры иностранного государственного и международного права Уральской Государственной Юридической Академии Татьяна Александровна Титова. По ее мнению, ратификация Конвенции сейчас ничего не изменит, поскольку законодательство России просто к этому не готово. Фактически Конвенция работать не будет. Дополнительные обязательства государства, в виде отчета перед Парламентской Ассамблеей и Комитетом Министров Совета Европы не может являться эффективным средством противодействия торговле людьми, потому что никакой ответственности в случае неудовлетворительного отчета не предусмотрено. В качестве примера она привела практику осуществления отчетов странами, ратифицировавшими Конвенцию: они готовят отчет, докладывают его, получают замечания, рекомендации, кладут их в стол и так до следующего года.
Кроме того, по утверждению доцента Титовой, в России создан достаточный механизм противодействия торговле людьми. В частности, Федеральным законом от 08 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в Особенную часть Уголовного кодекса РФ были добавлены новые составы: торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ). При этом, понятие «торговля людьми», данное в российском уголовном законе2, в целом идентично понятию «торговля людьми», указанному в Конвенции3. Иначе говоря - торговля людьми в России криминализирована.
Дополнительным аргументом в пользу нератификации Конвенции доцент Титова назвала то, что Россия подписала и ратифицировала Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё», принятый в дополнение к «Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности». Протокол во многом повторяет Конвенцию о противодействии торговле людьми, за исключением того, что в нем намного меньше обязательств перед государствами, но на настоящий момент этого России вполне достаточно.
Данную позицию поддержал начальник отдела по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры Прокуратуры Свердловской области Колобов Игорь Викторович. По его данным, обращений, связанных с торговлей людьми, в Свердловской области мало. За 2009 год, например, их было всего 11. Поэтому, незачем налагать на государство дополнительные обязательства ратификацией Конвенции о противодействии торговле людьми, если в России это явление не распространено, отметил Колобов. К тому же, по его словам, по первому сообщению о том, что какая-то фирма занимается вербовкой потенциальных жертв торговли людьми, правоохранительные органы сразу начнут проверять её и принимать соответствующие меры. Ратифицировать Конвенцию для этого не обязательно.
С позицией против ратификации Конвенции можно было бы согласиться, если бы не несколько моментов.
Во-первых, мало в уголовном законодательстве криминилизировать то или иное деяние, например, торговлю людьми. Статья должна реально и эффективно работать. В случае со статьей 127.1 УК РФ всё не так однозначно. Как показывает практика, с момента её введения в действие, только несколько человек были привлечены к уголовной ответственности и понесли наказание за торговлю людьми. Иллюстрацией такого вывода является действие российских властей после вступления в силу постановления ЕСПЧ «Ранцев против Кипра и России». Правоохранительные органы возбудили уголовное дело спустя 9 лет после случившихся событий, но только по факту смерти. Факт попадания в рабство не расследуется. При этом, расследуя уголовное дело, следователи несмотря на протесты отца, эксгумировали останки погибшей и отправили их на экспертизу. А уголовного дела по статье 127.1 УК РФ возбуждено не было, и никто так и не стал устанавливать тех лиц, которые завербовали девушку в России, то есть непосредственно занимался торговлей.
Во-вторых, указанный выше Протокол к Конвенции ООН являлся лишь промежуточным этапом к принятию Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми. Совет Европы еще с 1991 года начал процесс разработки норм, направленный на противодействие торговле людьми, в частности, обеспечивающих защиту женщин от угрозы быть проданной в целях сексуальной эксплуатации. В 1997 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы определила торговлю женщинами и принудительную проституцию как форму бесчеловечного и унижающего достоинства обращения и вопиющее нарушение прав человека. В тот же год главы государств и правительств государств-членов Совета Европы приняли Декларацию, чтобы подтвердить необходимость противодействовать насилию против женщин и всех форм сексуальной эксплуатации. И, наконец, 3 мая 2005 г. Комитет Министров принял Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми, логически продоложив процедуру выработки механизма противодействия данному явлению.
Объективных причин не ратифицировать Конвенцию Россией, как члена Совета Европы, и которая не могла не участвовать в вышеописанном процессе принятия Конвенции, нет. Тот факт, что законодательство России пока не соответствует Конвенции, не может служить оправданием ее нератификации. К примеру, ранее Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация принимала так же в условиях неготовности к ратификации с точки зрения не соответствия российского законодательства и практики европейским стандартам. Однако со временем Россия наверстывала упущенное, подтягивала свои стандарты до европейских, и делает это до сих пор, приняв, например Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Ничего не мешает также поступить и с Конвенцией Совета Европы о противодействии торговле людьми. Более того, необходимо эту Конвенцию ратифицировать, чтобы появилась планка, к которой нужно стремиться. В противном случае, ничего не заставит государство усовершенствовать законодательство в области защиты и противодействия торговле людьми, дотягивая его до уровня Конвенции.
Наконец, странным видится заявление представителя прокуратуры о том, что торговля людьми не является распространенным в России явлением, поскольку по данным Автономной некоммерческой организации по противодействию торговле людьми «Ангел» Москва является одним из крупнейших мест «заказа» женщин из Средней Азии, балканских стран и периферийных областей России. Не исключено, что наше государство одновременно является и получателем "товара".
Учитывая, что торговля людьми подразумевает не только переправку молодых российских девушек за границу в качестве секс-рабынь, но и торговлю внутри России приезжими гражданами из стран бывших республик СССР, этот вопрос также был рассмотрен на Круглом столе.
По словам Леонида Александровича Гришина, председателя Общественной организации «Уральский дом», занимающейся комплексной поддержкой мигрантов, журналиста Алексея Меркулова и Нурзиды Бенсгиер, директора Межнационального миграционного центра, проблема с мигрантами, связанная с рабством и торговлей, в России, и Свердловской области в частности, огромна. Много иностранцев, не зная русского языка на должном уровне, обладая низким уровнем правовой грамотности, доверяя своим землякам добровольно отдают им свои паспорта, либо, доверяя частным фирмам занятости, попадают в рабство, где их за копейки заставляют работать. Журналист Алексей Меркулов таких лиц назвал «рабами государства», поскольку, по его мнению, стране зачастую выгодно иметь дешевую рабочую силу.
Выход из сложившейся ситуации участниками круглого стола видится в создании организаций за рубежом, которые готовили бы трудовых мигрантов к приезду на заработки в Россию, лицензировании организаций, занимающихся трудоустройством мигрантов. Надо заметить. что последнее Россия уже пыталась сделать. Одно время в Государственной Думе обсуждался соответствующий законопроект. Но дальше обсуждения движения не последовало.
По итогам дискуссии рейтинговым голосованием (5 голосов за, 2 против, остальные 27 воздержались), была принята резолюция,4 призывающая Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировать Конвенцию о противодействии торговле людьми и упорядочить рынок миграционных услуг через лицензирование или аккредитацию организаций, занимающихся данной деятельностью.
Тем временем, Общественная организация «Сутяжник», один из организаторов мероприятия, начинает компанию за ратификацию Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми.
Максим Питилимов,
помощник юриста общественного объединения «Сутяжник»