Ежегодная пресс-конференция председателя Европейского
Суда по правам человека Л. Вильдхабера прошла под знаком
глубокого удовлетворения перспективами конвенционной
системы, которые, по его словам, становятся все ярче и
ярче.
Количество постановлений, вынесенных Судом, возросло в 2005 г. на 54% (с 718
до 1105),
а число дел, прекращенных судебным решением, на 36% (с 20 350 до 27 612). В
качестве
особого достижения Вильдхабер отметил, что в отдельные месяцы выработка Суда
превышала
количество поступающих жалоб. Однако, вероятно, не только эти трудовые успехи
внушают
оптимизм составу Суда на пресс-конференции воздавалось должное большой работе,
которую
провела по его просьбе комиссия во главе с бывшим верховным судьей Англии и
Уэльса лордом
Вулфом. Вывод последней заключается в том, что жители стран Совета Европы
слишком много
жалуются, и с этим надо что-то делать.
Как пишет достопочтенный лорд, Европейский Суд сталкивается с колоссальной и
постоянно
прирастающей нагрузкой - в прошлом году подано 44 100 новых жалоб и общее
количество на
рассмотрении достигло 82 100; ожидается, что к 2010 г. эта цифра возрастет до
250
000. «Ясно, — приходит к выводу лорд, что надо что-то делать и притом быстро,
если мы не
хотим, чтобы Суд захлебнулся под этим бременем». «БА» уже сообщал о проекте
Протокола №
14, который передаст право рассматривать вопросы приемлемости жалоб от
теперешних
страсбургских «троек», правомочных отклонять жалобы только единогласным
решением отдельно
взятым судьям, которые будут решать их единолично и без проволочек (см. «БА» №
10, 2005),
что, несомненно, облегчит им жизнь. Кое-что Вулфу пришло в голову
дополнительно.
Во-первых, по мнению лорда, пора кончать с практикой приема жалоб,
написанных на
коленке. Жалобы надо принимать только в полностью оформленном виде и при
условии, что в
них содержится вся необходимая информация. Неправильно оформленная жалоба
(например,
составленная в местах лишения свободы) вообще не будет считаться жалобой. Это
значительно
упростит обработку почты в секретариате.
Во-вторых, следует развернуть на национальном уровне просветительскую работу
о
принципах приемлемости жалоб. В «ключевых странах» будут созданы филиалы
секретариата,
которые будут обеспечивать заявителей информацией об этих правилах. Попутно
они, видимо,
будут содействовать фильтрации почты, т. к. в случае если заявитель будет
настаивать на
подаче жалобы, неприемлемость которой работникам филиала очевидна, они станут
сопровождать жалобы краткими резюме, удобными для страсбургских юристов.
В-третьих, необходимо повысить статус омбудсменов и других методов
альтернативного
разрешения споров. В секретариате надо создать специальный отдел для
дружественного
урегулирования.
В-четвертых, Суд должен разбирать в приоритетном порядке, без задержек, те
дела,
которые поднимают новые или серьезные вопросы толкования Конвенции. Отсюда
следует, что
явно неприемлемые жалобы и повторяющиеся дела должны разбираться с минимальными
затратами
времени и сил (Вулф выразил пожелание, чтобы с явно неприемлемыми жалобами
судьи
разбирались в период летних отпусков — не самое подходящее время для того,
чтобы они
особенно внимательно искали в этих сумбурных сигналах бедствия основания для
рассмотрения
палатой). Здравой идеей лорда является расширение практики «пилотного» решения,
принимаемого в приоритетном порядке с тем, чтобы аналогичные дела
приостанавливались до
его принятия. Неоправданным является отвлечение большого числа судей для
решения вопросов
компенсации — для последних следует создать специальное «подразделение статьи
41»
(Конвенции о защите прав человека и основных свобод. — Прим. авт.). Несколько
настораживает другая идея Вулфа — о том, что «там, где это возможно, вопросы
компенсации
следует передавать национальным судам для разрешения».
Само собой разумеется, что секретариат Суда нуждается в реорганизации для
работы в
новых условиях. Секретарю следует придать второго заместителя, который управлял
бы штатом
вспомогательных сотрудников и юристов. Для последних должна быть создана
система
подготовки, а для новых судей надо организовать обучение обоим официальным
языкам Суда.
Нетрудно понять, что недостатки произношения судей не самая главная забота
докладчика.
Гораздо больше его беспокоит, что конвенционный аппарат, замышлявшийся в
качестве «системы раннего предупреждения» о признаках сползания к
тоталитаризму,
воспринимается гражданами как «обязанный предоставлять каждому индивидуальные
правовые
средства в последней инстанции». Насколько можно понять, руководство Суда,
всецело
одобряющее выводы лорда, восприятия граждан не разделяет, и, скорее всего,
намерение
сосредоточиться на «серьезных» нарушениях прав человека станет генеральной
линией его
политики на ближайшие годы.
На пресс-конференции председатель Суда Л. Вильдхабер благодарил также
национальные
правительства за поддержку, позволившую увеличить штат Суда на 45 человек.
Однако об
увеличении числа судей или более интенсивной их работе (сейчас средняя нагрузка
на одного
судью составляет 1-2 постановления в месяц), что позволило бы разобраться с
потоком
жалоб, не выбрасывая их при первой же возможности в корзину, — речь не идет.
Вооруженный
выводами сторонних экспертов Суд, по словам Вильдхабера, смотрит в будущее «с
обновленной
уверенностью в том, что его уникальная система при поддержке членов Совета
Европы сможет
успешно противостоять существующим вызовам».
Вильдхабер обнародовал годовой разброс выявленных нарушений Конвенции по
странам, из
которого видно, что наибольшее количество нарушений допущено в Турции (270), на
Украине
(119), Греции (100), России (81), Италии (67), Франции (51) и в Польше (44).
Еще 12
государств допустили от 10 до 30 нарушений, но и другие участники Конвенции
стараются,
как могут (на позорную доску попала даже маленькая Мальта). Примерно те же
страны
лидируют по количеству поданных жалоб - России принадлежат 17% от их общего
количества,
Турции — 13, Румынии — 12, Польше — 11, Украине - 6, Франции и Германии - по 5,
Италии -
4 и Болгарии, Англии и Чехии — по 3% жалоб. Вероятно, в этих «ключевых» странах
и будут в
первую очередь созданы бюро для фильтрации жалоб под предлогом консультирования
и
оказания всяческого содействия заявителям.
В ближайшие годы вести мирную жизнь наблюдателя «за сползанием к
тоталитаризму»
Европейскому Суду не придется, но все необходимые меры для этого
принимаются. «Существующим вызовам» уникальная система, о которой говорил
председатель
Вильдхабер, противостоит все более успешно, и все больше оснований относить к
их числу
самих заявителей. Уже упоминавшийся проект Протокола № 14 позволяет отказывать
в
рассмотрении жалоб в случае, если заявитель не претерпел значительных
неудобств, поэтому
основная задача Суда сводится к тому, чтобы разобраться с завалами,
образовавшимися за
последние годы. С учетом того, что процент приемлемых жалоб явно колеблется в
зависимости
от их общего количества (в 90-е гг. он составлял 15— 20%, но после того как в
2000 г.
число заявителей увеличилось с 22 тыс. до 30 тыс., он снизился до 7%, а после
нового
прироста в 2003 г. — до 4%), можно предположить, что с этой задачей Суд
справится,
оставив себе исключительно «серьезные» нарушения прав человека. Сколько
нарушений
окажется таковыми, нетрудно догадаться. Напомним, что в 1981 г. на рассмотрении
Суда
находилось 404 жалобы, сейчас он выносит примерно тысячу постановлений в год —
этой
цифре, вероятно, и будет соответствовать максимальное количество «серьезных»
нарушений
прав человека на континенте. Есть основания думать, что благодаря усилиям
Совета Европы и
самого Суда оно будет только снижаться - до приемлемых и совершенно
необременительных
показателей.