Доступно о серьёзном или чем может помочь ООН россиянам собирающимся мирно и без оружия
05.11.2019
Комитет по правам человека опубликовал Проект Замечания общего порядка №37 по статье 21 Пакта (право на мирные собрания). Он опирается на уже сформированную практику ЕСПЧ и КПЧ, но содержит и новые довольно прогрессивные и как никогда актуальные положения, которые можно использовать в своей практике.
Приведу наиболее важные положения:
1. Право на мирные собрания важно само по себе...Вместе с другими правами, связанными с политической свободой, он составляет саму основу системы правления, основанной на демократии, правах человека и плюрализме.
2. Неспособность принять это право является признаком репрессий и отсутствия демократии.
7. Даже незаконные собрания должны, насколько это возможно, допускаться, пока они носят мирный характер.
8. Мирное собрание не является абсолютным правом и в некоторых случаях может быть ограничено. Однако любые ограничения должны быть строго ограничены. В сущности, существуют ограничения на ограничения, которые могут быть наложены.
12. Порядок проведения общественных собраний существенно изменился за последние годы. Новые технологии представляют возможности, а также риски для защиты мирных собраний. Коммуникационные технологии часто играют важную роль как в организации, так и в управлении собраниями.
13. Каждый, кто находится под юрисдикцией конкретного государства-участника, имеет право на мирные собрания. **Это право также распространяется на детей**.
16. Собрания часто организуются заблаговременно, и у них достаточно времени, чтобы уведомить власти. Тем не менее, стихийные собрания, как прямые ответы на текущие события, которые не дают достаточно времени для предоставления такого уведомления, скоординированного или нет, также включают защиту статьи 21.
19. Если собрание является мирным, то тот факт, что участники не выполнили все юридические требования, касающиеся собрания, само по себе не ставит участников вне защиты статьи 21. Мирное нарушение закона во время собрания как это может происходить, например, во время гражданского неповиновения или кампаний прямого действия, охватывается статьей 21.
20. ...существует презумпция в пользу того, чтобы собрания считались мирными. Более того, отдельные акты насилия со стороны некоторых участников не должны приписываться другим участникам.
21. **Насилие со стороны властей в отношении участников мирного собрания не делает собрание насильственным**.
27. Основное обязательство государств в отношении размещения мирных собраний заключается в том, чтобы, насколько это возможно, «оставлять их в покое». Государственные агенты должны воздерживаться от необоснованного вмешательства в состав участников собрания. Эта в значительной степени негативная обязанность требует от государств-участников, например, не запрещать, не ограничивать, не блокировать и не прерывать собрания без уважительной причины и не налагать на участников санкции без уважительной причины. Там, где есть неопределенность, участникам нужно дать преимущество сомнения.
28. Обязательство размещения также означает, что государства-участники и их агенты должны содействовать и создавать благоприятные условия для осуществления прав на собрания. Таким образом, государства также имеют позитивные обязательства по оказанию помощи участникам, когда это необходимо, для достижения их законных целей. В некоторых случаях может потребоваться перекрытие улиц, перенаправление трафика или обеспечение безопасности.
... Это включает в себя обязательство защищать участников от гомофобного, сексуального или гендерного насилия.
31. Тот факт, что мирное собрание может вызвать бурную реакцию со стороны некоторых представителей общественности, сам по себе не является причиной для ограничения собрания. Обязанность государства состоит в том, чтобы принять все возможные меры для защиты участников и обеспечить беспрепятственное проведение собрания.
34. Роль журналистов и других наблюдателей, занимающихся наблюдением, документированием и освещением собраний, имеет особое значение и защищена статьей 21 и соответствующими правами. Журналистам и наблюдателям не может быть запрещено записывать собрания или иным образом сообщать о них, в том числе о действиях сотрудников правоохранительных органов. Их оборудование не может быть конфисковано или повреждено. Даже если само собрание объявлено незаконным и рассредоточено, это не отменяет право наблюдателей на его покрытие. Правозащитники, журналисты и наблюдатели не должны подвергаться преследованиям из-за их присутствия на демонстрациях.
37. ...обязательства государств-участников распространяются на распространение участниками или организаторами информации о предстоящем мероприятии; поездка на мероприятие; общение между участниками до и во время собрания; передача информации о том, что происходит с внешним миром; и возвращение домой потом.
Например, афиширование предстоящего собрания до получения уведомления не может быть наказуемым в случае отсутствия конкретного указания на то, какие опасности были бы созданы при раннем распространении информации.
38. Государствам-участникам следует, например, воздерживаться от чрезмерного блокирования подключения к Интернету в связи с демонстрациями. То же самое относится к геотаргетированным или специфичным для технологии помехам или помехам для подключения. Государствам следует обеспечить, чтобы саморегулирование провайдерами интернет-услуг не оказывало чрезмерного влияния на собрания и чтобы действия этих провайдеров не нарушали неприкосновенность частной жизни участников собраний.
40. Право на мирные собрания не безгранично, но ограничения должны быть сведены к минимуму. Любые нарушения права должны быть обоснованы в соответствии с критериями, установленными в международном праве, как описано ниже.
41. В тех случаях, когда на собрание могут быть наложены ограничения, соответствующие органы власти должны рассмотреть ряд вариантов, а не рассматривать выбор между отсутствием вмешательства и запретом.
43. Любые налагаемые ограничения должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить максимально возможное осуществление права, а не на стремление к ненужным и несоразмерным ограничениям на него. Учитывая, что существует презумпция в пользу размещения мирных собраний, ответственность за обоснование ограничений как законных исключений из нормы лежит на властях. Там, где это обязательство не выполняется, статья 21 нарушается.
45. ...ограничения не должны использоваться, прямо или косвенно, для подавления политической оппозиции правительству, включая призывы к смене правительства, конституции или политической системы, или запрещать оскорбления чести и достоинства должностных лиц или государственных органов.
47. Как правило, использование флагов, униформы, знаков и баннеров следует рассматривать как законную форму выражения, которая не должна ограничиваться, даже если такие символы являются напоминанием о болезненном прошлом.
48. Три основных общих требования к ограничениям прав по Пакту - это законность, необходимость и соразмерность.
62. Участники должны, насколько это возможно, иметь возможность собираться «в пределах видимости и слышимости» своей целевой аудитории. Местоположение, как и время, часто является центральным для выразительного обоснования собраний. Участники не могут быть отправлены в отдаленные районы, где они не могут привлечь внимание тех, к кому обращаются, или широкой общественности. Общие запреты на собрания по всей столице, в любом общественном месте, за исключением одного определенного места, в городе или за его пределами, или более общие запреты, такие как «улицы», не могут быть наложены.
71. Расходы на мирные собрания, как правило, должны покрываться за счет государственных средств и не должны переноситься на участников. Требования, предъявляемые к участникам для организации и покрытия расходов на охрану или охрану во время демонстраций или заключение договоров на поддержание безопасности, оказание медицинской помощи или уборку, как правило, не совместимы со статьей 21.
77. Неуведомление властей о собрании не должно делать участие в собрании незаконным и само по себе не должно использоваться в качестве основы для разгона собрания или ареста участников или обвинения их в совершении уголовного преступления. Это также не освобождает власти от обязанности, в пределах их возможностей, содействовать проведению собрания.
78. Некоторые собрания следует исключить из требований об уведомлении, например, когда воздействие собраний на других, вероятно, будет минимальным из-за размера, продолжительности или местоположения сборки. Требования об уведомлении также не должны налагаться на самопроизвольные собрания, когда не хватает времени для уведомления властей.
89. Практика массового ареста до, во время или после собрания носит неизбирательный характер и поэтому является произвольной.
95. Государство несет ответственность за действия и бездействие своих правоохранительных органов. Чтобы обеспечить эффективную ответственность, полицейские в форме должны всегда демонстрировать удостоверение личности во время собраний.