Общенациональное голосование по поправкам
к Конституции России и его последствия: отсутствие
честной процедуры и несоблюдение прав граждан
Правление Гражданского форума ЕС-Россия возмущено многочисленными нарушениями до и в ходе всенародного голосования по поправкам к Конституции России, начиная с самого процесса внесения поправок и заканчивая вызывающей сомнения процедурой голосования, которое продолжалось с 25 июня по 1 июля 2020 года. Мы также осуждаем многочисленные задержания, аресты и обыски у активистов и журналистов в разных регионах России, последовавшие за принятием поправок.
Мы требуем от российских властей должным образом расследовать все нарушения, совершенные до и во время общенационального голосования, а также прекратить преследование независимых деятелей гражданского общества и журналистов в России и придерживаться международных обязательств, которые взяло на себя государство. Мы также призываем международные институты, в частности, Совет Европы, внимательно следить за ситуацией в России и соответствующим образом реагировать на нарушения международных норм и международных обязательств со стороны России.
Движение «ГОЛОС», членская организация Гражданского форума ЕС-Россия, которая выступает как независимый наблюдатель на выборах и референдумах различных уровней по всей России, в ходе этого голосования охватило 42 российских региона, где выявило нарушения как самой процедуры, так и прав граждан, связанные с пренебрежением правом, широким разнообразием поправок, отсутствием необходимых условий для обеспечения плюрализма мнений в общественной дискуссии, принуждением к участию в голосовании, многочисленными фальсификациями и вбросами, а также с ограничением прав граждан по контролю за честностью голосования и подсчетом голосов.
Сама процедура голосования была введена законом о поправке к Конституции РФ N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 года. Таким образом, голосование не было общенациональным референдумом, что предоставило широкие возможности для злоупотреблений. Помимо этого, все поправки были предложены к голосованию единым пакетом, то есть не предусматривалось голосование по каждой поправке, как в случае референдума. Учитывая большое количество (206!) и разнонаправленность поправок, среди которых были как социальные (например, минимальная заработная плата не ниже прожиточного минимума), так и политические (в частности, обнуление сроков полномочий действующего президента), поддержка только одной-единственной поправки могла повлиять на избирательное поведение гражданина.
Наряду с многочисленными нарушениями, совершенными еще до начала голосования, массовые нарушения наблюдались и непосредственно в ходе волеизъявления. Предварительное голосование 25-30 июня 2020 г. сопровождалось принуждением сотрудников к голосованию со стороны работодателей, особенно в органах власти и государственном секторе, и созданием возможности проголосовать практически в любом месте — от аэропортов и вокзалов до детских площадок и парковок. Кульминацией стало голосование 1 июля, официально объявленного нерабочим днем. В этих обстоятельствах открытое наблюдение за голосованием было практически невозможным. Независимым наблюдателям мешали выполнять работу различными способами, а на избирательном участке в Санкт-Петербурге полицейский сломал руку журналисту Давиду Френкелю, который только попросил его и члена участковой избирательной комиссии представиться.
Более того, преследование журналистов и активистов ускорилось после утверждения поправок. Обыски в квартирах активистов, планирующих акции протеста против недавно принятых изменений в Конституцию; приговор журналистке Светланы Прокопьевой за «оправдание терроризма»; обвинения против издателя «Медиазоны» Петра Верзилова и его арест после допроса; обыски в квартирах активистов и журналистов «Открытой России» и «МБХ медиа»; задержание журналиста Ивана Сафронова по обвинению в государственной измене и участников одиночных пикетов в поддержку журналиста — вот лишь некоторые из событий, вызывающих нашу обеспокоенность, которые произошли на неделе после голосования.
Правление Гражданского форума ЕС-Россия требует немедленно прекратить преследование независимых деятелей гражданского общества и журналистов. Кроме того, принимая во внимание данные по общенациональному голосованию, поступившие от Движения «ГОЛОС» и из других источников, мы считаем эту особую процедуру нелегитимной и призываем российские власти придерживаться международных обязательств страны.
Мы приветствуем заключение Венецианской комиссии по проекту поправок в Конституцию, касающееся исполнения Российской Федерацией решений Европейского суда по правам человека, и с нетерпением ждем решение по правовой экспертизе поправок к Конституции России, тем более, что обращение по этому поводу на сегодняшний день поддержало более 230 тысяч российских граждан.
13 июля 2020 года
Контактная информация:
Павел Гавличек, член Правления Гражданского форума ЕС-Россия / Ассоциация по международным вопросам (Прага, Чехия); pavel.havlicek@amo.cz
Полина Филиппова, член Правления Гражданского форума ЕС-Россия / Сахаровский центр (Москва, Россия); polina@sakharov-center.ru
Гражданский форум ЕС-Россия был основан в 2011 году неправительственными организациями в качестве постоянной платформы для взаимодействия. На данный момент члены и сторонники Форума — 181 НКО из России и стран Европейского союза. Цели Форума — развитие сотрудничества неправительственных организаций из России и ЕС и более активное участие НКО в диалоге между ЕС и Россией. В рамках своей деятельности Форум активно занимается такими вопросами как облегчение визового режима, развитие гражданского участия, защита окружающей среды и прав человека, вопросы исторической памяти и гражданского образования.
Насколько мне известно, средства государственного бюджета, то есть, в том числе, и средства налогоплательщиков могут быть израсходованы на проведение ВЫБОРОВ и на проведение РЕФЕРЕНДУМОВ (закон РФ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в РЕФЕРЕНДУМЕ граждан РФ от 12.06.2002 г.).
"Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ" ни к той ни к другой форме участия граждан в управлении государством (пункт 3 статьи 3 Конституции РФ) не принадлежит. Более того, сам термин "Общероссийское голосование" ни в новом, ни в действовавшем до последнего времени законодательстве определён не был.
Состоявшееся "Общероссийское голосование" не может рассматриваться как "Референдум", поскольку процедурно не соответствовало требованиям закона № 5-ФКЗ "О референдуме РФ" от 28.06.2004 г.
В связи с изложенным прошу Счётную палату РФ установить, являлось ли выделение средств из государственного бюджета на организацию и проведение "Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ" законным или имело место нецелевое расходование народных денег.
При ответе прошу ссылаться на тему и дату моего обращения.
06.07.2020 г.
С уважением,
налогоплательщик,
гражданин РФ,
Александр Сергеевич
(Направлено с сайта Счётной палаты РФ "audit.gov.ru". Присоединяйтесь!)