Поддержите наш сайт

Кошельки WebMoney
R100422485116
Z219248449031

номер счета Яндекс.Деньги
410011036240475



ино-Странные записки


Записки начинающего правозащитника

Наши победы

КУЛИК И ДР. ПРОТИВ РОССИИ

БУРКОВ ПРОТИВ ГУГЛ

МИХАЙЛОВА ПРОТИВ РОССИИ

БРАГИНА ПРОТИВ РОССИИ

КОНЫГИН против РОССИИ

АБРАМЧУК против РОССИИ

Тимошенко и др. за свободные выборы

НОЖКОВ против РОССИИ

РОЖИН против РОССИИ

КАРПЕНКО против РОССИИ

БОРИСОВ против РОССИИ

ПРОШКИН против РОССИИ

ШАРКУНОВ и МЕЗЕНЦЕВ против РОССИИ

ГОРСКАЯ против РОССИИ

ЗАХАРКИН против РОССИИ

ХАЛИУЛЛИН против РОССИИ

БУТУСОВ против РОССИИ

РАНЦЕВ против КИПРА и РОССИИ

ПОРУБОВА против РОССИИ

КОЗЛОВ против РОССИИ

ДОКУКИН против ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОНЯТОВСКИЙ против ПРАВИТЕЛЬСТВА

СУТЯЖНИК против РОССИИ

РАКЕВИЧ против РОССИИ


Обмен ссылками

Московская Хельсинкская Группа

Консультативный Совет региональных профсоюзных объединений

Тюремные новости

Екастройка. Свердловск/Екатеринбург на рубеже веков

Правовая помощь в Узбекистане

Пермский региональный правозащитный центр

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ В ПРЕДДВЕРИИ УЧАСТИЯ В СОБЫТИИ

31.01.2021

Опубликовано: в фЕЙСБУКЕ Антона Кудрякова

https://www.facebook.com/anton.kudryakov

Популярная расшифровка юридических оснований прав граждан, основанных на международных и российских актах на свободное выражение своего мнения и участие в публичных акциях.

 

Недавно Комитет ООН по правам человека принял Замечания общего порядка № 37 (2020) о праве на мирные собрания (статья 21). Этот документ фактически представляет собой МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ по вопросу реализации права на свободу мирных собраний. Он был разработан на основании обобщения практики и документов ООН (Генеральной Ассамблеи, Совета по правам человека ООН, Комитета по правам человека ООН), ЕСПЧ, Венецианской комиссии Совета Европы, Межамериканского суда по правам человека, Африканской комиссии по правам человека и народов. Россия участвовала в его разработке путем направления своей позиции.

Поэтому это авторитетный документ, разъясняющий содержание статьи 21 Пакта о гражданских и политических правах (право на свободу мирных собраний). Фактически он является источником международного права. Им можно и нужно руководствоваться при планировании своей деятельности, ссылаться на него в общении с представителями органов власти, в судах.

полный документ

Итак, базовые выдержки:

✅ Право на мирные собрания ценно само по себе (пункт 120).

✅ Благодаря основному праву человека на мирные собрания отдельные лица могут выражать свое мнение коллективно и участвовать в общественном строительстве. Вместе с другими смежными правами оно формирует саму основу системы государственного управления с участием граждан, базой для которой являются демократия, права человека, верховенство права и плюрализм. (пункт 1).

✅ Несоблюдение и необеспечение права на мирные собрания, как правило, является признаком репрессий (пункт 2).

Уведомительный порядок проведения

✅ Необходимость обращаться за разрешением в органы власти разрушает саму концепцию мирных собраний как основного права. Требованием [подавать уведомление] нельзя злоупотреблять с целью подавления мирных собраний. Выполнение требований об уведомлении не должно становиться самоцелью . Уведомительные процедуры должны быть прозрачными, не должны предусматривать необоснованные бюрократические требования (пункт 70).

✅ Тот факт, что такого уведомления подано не было, ͟Н͟Е͟ ͟Д͟Е͟Л͟А͟Е͟Т͟ ͟У͟Ч͟А͟С͟Т͟И͟Е͟ ͟В͟ ͟С͟О͟Б͟Р͟А͟Н͟И͟И͟ ͟Н͟Е͟З͟А͟К͟О͟Н͟Н͟Ы͟М͟ и не должен использоваться как основание для рассеивания собрания, задержания его участников или организаторов или наложения на них неправомерных санкций, таких как привлечение их к уголовной ответственности. Отсутствие уведомления не освобождает органы власти от обязанности, в пределах их возможностей, ͟с͟о͟д͟е͟й͟с͟т͟в͟о͟в͟а͟т͟ь͟ ͟п͟р͟о͟в͟е͟д͟е͟н͟и͟ю͟ ͟с͟о͟б͟р͟а͟н͟и͟я͟ ͟и͟ ͟з͟а͟щ͟и͟щ͟а͟т͟ь͟ ͟е͟г͟о͟ ͟у͟ч͟а͟с͟т͟н͟и͟к͟о͟в͟ (пункт 71 ‼).

✅ Стихийные собрания, для подачи уведомления о проведении которых времени недостаточно, уведомлению подлежать не должны (пункт 72).

✅ В силу своего масштаба или характера мирные собрания могут препятствовать, например, движению автотранспорта или пешеходов или экономической деятельности . Эти последствия, будь то преднамеренные или непреднамеренные, не являются основанием для лишения таких собраний защиты, которой они пользуются (пункт 7).

✅ Просто толкание и оттеснение или создание помех автомобильному или пешеходному движению или повседневной деятельности насилием не являются (пункт 15).

✅ Если участники собрания ведут себя мирно, то тот факт, что его организаторы или участники не соблюли отдельные внутренние правовые требования к проведению собрания, сам по себе не выводит участников из сферы защиты, предусмотренной статьей 21 (пункт 16).

✅ Отдельные акты насилия со стороны некоторых участников не следует приписывать другим участникам, организаторам или собранию как таковому (пункт 17).

✅ Государства обязаны, например, не запрещать, не ограничивать, не блокировать, не рассеивать и не срывать мирные собрания без веских на то оснований, а также не налагать санкции на участников или организаторов без законных оснований (пункт 23).

✅ На государствах-участниках лежат определенные позитивные обязанности по содействию проведению мирных собраний и созданию условий для достижения их участниками своих целей. Например, может потребоваться перекрыть улицы, перенаправить движение или обеспечить безопасность (пункт 24)

Мониторинг и общественный контроль

✅ Особо важную роль в полном осуществлении права на мирные собрания играют журналисты, правозащитники, наблюдатели на выборах и другие лица, участвующие в мониторинге или отчетности в отношении собраний. Эти лица имеют право на защиту в соответствии с Пактом . Им не может быть запрещено выполнять эти функции или необоснованно ограничивать их выполнение, в том числе в части мониторинга действий сотрудников правоохранительных органов. Они не должны подвергаться репрессиям или преследованиям в иной форме, а их оборудование не должно конфисковываться или повреждаться . Даже если собрание объявлено незаконным или разогнано, это не означает прекращения права вести мониторинг. Мониторинг собраний является одним из примеров надлежащей практики для независимых национальных правозащитных учреждений и неправительственных организаций (пункт 30).

Требования к допустимым ограничениям права на мирные собрания

✅ Любые ограничения права на свободу мирных собраний должны быть необходимыми, соразмерными (то есть должны быть минимальными). Если эта обязанность не соблюдается, то статья 21 будет нарушена (пункты 8, 36, 37, 40).

✅ При введении любых ограничений следует руководствоваться целью содействия осуществлению этого права, а не стремиться наложить излишние и несоразмерные ограничения . Ограничения не должны носить дискриминационного характера, ущемлять суть права или быть направлены на создание препятствий для участия в собраниях или оказание сдерживающего воздействия (пункт 36).

✅ Запрет на проведение конкретного собрания может рассматриваться только как крайняя мера (пункт 37).

✅ ... Если безопасность государства ослаблена как раз по причине подавления прав человека, данный критерий не может служить основанием для дальнейших ограничений, включая права на мирные собрания (пункт 42).

✅ Под общественным порядком понимается сумма норм, которые обеспечивают надлежащее функционирование общества, или ряд основополагающих принципов, на которых основывается общество, что также подразумевает уважение прав человека, включая право на мирные собрания . Государствам-участникам не следует руководствоваться расплывчатым определением общественного порядка для обоснования чрезмерно широких ограничений права на мирные собрания (пункт 44).

✅ Собрания представляют собой законный способ использования общественных и других пространств, и поскольку в силу своего характера они могут создать определенные помехи для нормальной жизни, такие помехи должны допускаться (пункт 47).

✅ Ограничения на проведение мирных собраний не должны использоваться, прямо или косвенно, для подавления выражения политической оппозиции тому или иному правительству , вызовов в адрес властей, включая призывы к демократическим изменениям в государственном управлении, конституции или политической системе, или стремления к самоопределению (пункт 49).

✅ Неопределенного риска насилия или простой возможности того, что органы власти окажутся не способны предотвратить или нейтрализовать насилие, исходящее от противников проведения собрания, недостаточно [для ограничений] (пункт 52).

✅ Ношение участниками собрания аксессуаров, закрывающих лицо, ...может являться элементом выражения мнения участниками мирного собрания или способом защиты от репрессий или конфиденциальности частной жизни, в том числе в контексте новых технологий наблюдения. Участникам следует позволять сохранять анонимность (пункт 60).

Обязанности и полномочия правоохранительных органов

✅ Сотрудники правоохранительных органов должны уважать и обеспечивать осуществление основных прав организаторов и участников, защищая при этом журналистов , лиц, ведущих мониторинг, и наблюдателей, медицинский персонал и иных граждан. Органам власти следует, в качестве основного подхода, стремиться в случае необходимости содействовать проведению мирных собраний (пункт 74).

✅ Сотрудникам правоохранительных органов следует прилагать усилия для деэскалации ситуаций. Они обязаны исчерпать ненасильственные средства (пункт 78).

✅ Для охраны общественного порядка во время собраний следует направлять только сотрудников правоохранительных органов, прошедших подготовку по соответствующим вопросам, включая применимые стандарты в области прав человека. Военнослужащих для обеспечения общественного порядка в ходе собраний [как правило] задействовать не следует (пункт 80).

✅ Профилактическое задержание конкретных лиц, с тем чтобы помешать их участию в собраниях, может представлять собой произвольное задержание, которое несовместимо с правом на мирные собрания. Практика неизбирательных массовых арестов до, во время или после собрания является произвольной и, следовательно, неправомерной (пункт 82).

✅ Рассеивание собрания может осуществляться только в исключительных случаях (пункт 85).

✅ Сотрудникам правоохранительных органов в форме во время собраний всегда следует носить на виду легко распознаваемые знаки идентификации их личности (пункт 89).

✅ Участники, журналисты и наблюдатели также имеют право на осуществление видеосъемки сотрудников правоохранительных органов (пункт 94).

Поэтому когда говорят, что несанкционированные публичные мероприятия неправомерны, это полная чушь и признак правовой безграмотности.

Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

Поиск на сайте:


Новости "Сутяжник-Пресс"

Подписаться на рассылку:

Ваш e-mail:

Подписаться
Отписаться

 


Последние комментарии

Libby комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 08:37:22

Nelly комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 08:33:56

Leta комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:49:48

Margo комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:44:00

Jayson комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:35:20

Glenda комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:31:50

Mai комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:28:53

Isabelle комментирует
РОССИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛЮ ЕСПЧ
21.09.2024 10:34:28

Bea комментирует
Стартует проект "Правовая помощь людям с проблемами психического здоровья в Свердловской области: британский опыт"
17.09.2024 18:45:43

Christine комментирует
Стартует проект "Правовая помощь людям с проблемами психического здоровья в Свердловской области: британский опыт"
16.09.2024 20:55:00

Sonah Gume комментирует
Права ребенка при разводе родителей
11.09.2024 15:25:48

Bonita комментирует
ЕСПЧ В 2014 ГОДУ РАССМОТРИТ ДЕЛО О ПРИНУЖДЕНИИ МИНЮСТОМ РАCКРЫТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЧЛЕНОВ НКО
13.08.2024 04:48:37


Самые обсуждаемые материалы

УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском) (7)

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.