О том, как поправки в законодательство о некоммерческих
организациях могут отразиться на независимости профсоюзов
25.03.2006
Автор анализарует последние изменения в законодательство о
некоммерческих организациях с точки зрения обеспечения
реальной независимости профсоюзов в свете решений Комитета
Административного Совета Международной организации труда
Как известно, принятый 10 января сего года Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» направлен на
повсеместное свертывание в нашей стране права на объединение и конституционного принципа
свободы деятельности общественных объединений. Исходя из того, что профсоюзы также
являются общественными объединениями, этот Закон распространяется и на них. Таким
образом, особую актуальность приобретает вопрос о том, как «драконовские» меры со стороны
государства по отношению к общественным объединениям отразятся на судьбе профсоюзного
движения и независимости профсоюзов в России.
Так, например, в рассматриваемом Законе содержится требование «привести свои
учредительные документы в соответствие с законом». Естественно, это требование касается и
профсоюзов, которые обязаны будут пройти перерегистрацию в течение установленного срока –
одного года со дня вступления в силу Закона.
Также рассматриваемый закон вызывает серьезные сомнения относительно его соответствия
принципу свободы деятельности общественных объединений, установленному в Конституции РФ
(статья 30), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 11) и
документах Международной организации труда (МОТ).
Так, Закон фактически наделяет регистрирующий орган правом безграничного финансового
контроля над общественными объединениями, а также в части определения их структуры.
Между тем, Конвенция МОТ № 87 «Относительно свободы ассоциации и защиты права на
организацию» (ратифицирована СССР 06.07.1956 г.; вступила в силу для СССР 10.08.1957.;
действует в Российской Федерации как правопреемнике СССР) закрепляет:
«1. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право … свободно организовывать свой
аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий.
2. Государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить
это право или воспрепятствовать его законному осуществлению».
В рамках системы МОТ существует Комитет Административного Совета МОТ по свободе
объединения (КСО), в компетенцию которого входит также рассмотрение вопросов
независимости профсоюзов, в том числе, от государственной власти. КСО толкует Конвенцию
МОТ № 87 следующим образом: «Положения, регулирующие финансовые операции организаций
трудящихся, не должны быть такими, чтобы предоставлять государственным властям
дискреционные полномочия в отношении этих организаций» (Сборник решений КСО за 1985 год,
п. 340).
Неправомерность подробной регламентации на законодательном уровне внутренней структуры
профсоюза также была подтверждена КСО. В частности, данный орган в одном из своих решений
отметил, что «Свобода объединения предполагает право трудящихся и работодателей свободно
выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность без какого
бы то ни было вмешательства государственных властей» (Сборник решений КСО за 1985 год,
п. 319).
Таким образом, принятый Закон противоречит международным обязательствам Российской
Федерации, принятых ею в области социально-трудовых отношений. На подобные действия
властей профсоюзы, будучи неотъемлемой частью гражданского общества, не должны молчать, а
добиваться приведения Закона в соответствии с нормами международного права и прецедентами
КСО.