15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей
Тридцать четыре года назад, 15 марта 1962 года.,
президент США Джон Кеннеди произнес речь, в которой
провозгласил четыре основных права потребителей: право на
выбор; право на безопасность; право быть выслушанным;
право на информацию.
А 23 года спустя, 9 апреля 1985 г., была принята резолюция Генеральной
Ассамблеи
ООН «Руководящие принципы для зашиты интересов потребителей», которая закрепила
восемь
основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным право на
потребительское
образование, право на удовлетворение основных потребностей в еде, питье,
одежде, жилище,
а также право на качество и право на возмещение ущерба.
Практически все эти права нашли отражение в российском законодательстве.
В частности, в законе «О защите прав потребителей» Гражданского кодекса РФ.
Нормы о защите прав потребителей находятся также в иных федеральных законах и
постановлениях правительства. Например, в правилах оказания различных услуг,
торговли,
перевозки пассажиров. Необходимо заметить, что законодательство в области
защиты прав
потребителей находится в ведении Федерации. Это означает, что местные и
региональные
власти, а тем более коммерческие, общественные организации и учреждения не
вправе
устанавливать в этой области свои порядки.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между
потребителем —
гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим,
приобретающим
или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых)
нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и
организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для
реализации
потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи,
выполняющими
работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой
стороны.
Оно не применяется при разрешении споров, вытекающих из отношений между
гражданами,
гражданами и властью, между предпринимателями.
В то же время является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного
характера,
хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по
проживанию
в гостинице в командировочных целях).
Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно
приобрел
товар или заказать работу, услугу, но и гражданин, пользующийся ими. Например,
потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр,
так и
гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в
театре.
За защитой прав потребителей граждане, как правило, обращаются в суд.
Различных пособий на эту тему написано предостаточно.
Однако зачастую взыскание убытков, неустойки морального вреда и судебных
расходов не
восполняют понесенных гражданином потерь. Убытки и судебные расходы должны быть
подтверждены документально, моральный вред требуют подкрепить свидетельскими
показаниями
и медицинскими заключениями, и размер его составляет обычно от двухсот рублей
до
нескольких тысяч. Законная неустойка и расходы на представителя, как правило,
судом
уменьшаются. Потерянное же личное время вообще не компенсируется.
В суд обращается далеко не каждая жертва, и то лишь в случаях больших для
себя потерь.
А из обратившихся в суд большая часть будет отсеяна судами. Многие сами бросят
тяжбу из-
за продолжительности процесса.
Тех же, кто дойдет до конца и получит желаемое решение суда, ждут не менее
тяжелые
муки получения присужденных сумм. С исполнением решений у нас вообще «труба».
Только четверть из них исполняется добровольно или своевременно.
Несовершенное законодательство позволяет коммерсантам годами уклоняться от
исполнения
решений суда без всяких последствий. Они могут скрывать свои счета,
переписывать
имущество на других лиц...
В итоге коммерсанты при массовых случаях нарушения прав потребителей имеют
значительные прибыли, а убытки от некоторых проигранных судов составляют
гораздо меньшую
сумму.
Таким образом, в России при одном из самых либеральных законов в мире в
области зашиты
прав потребителей нарушение прав потребителей носит массовый характер.
Заставить коммерсанта соблюдать закон можно лишь двумя методами:
1. Нанесения ему такого экономического урона, который превысят возможные
прибыли от
нарушения закона.
2. Лишением права занятия коммерческой деятельностью или лишением его
свободы.
Считаю, что потребители не до конца используют имеющийся законодательный
потенциал.
Ведь права потребителей защищаются не только в гражданском, но еще и в
административном и
даже в уголовном порядке. А властные меры более действенны.
Если бы каждый обиженный, кроме суда, обращался в соответствующие органы,
обладающие
гораздо более эффективными рычагами воздействия на нерадивых коммерсантов, то
ват
нарушений существенно бы сократился.
Так. Административным кодексом РФ предусмотрены наказания для
предпринимателей в виде
штрафов и конфискаций изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Перечислю административную ответственность за следующие виды правонарушений,
сопутствующих при нарушении прав потребителей.
Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации,
а также
без лицензии, если она обязательна, либо с нарушением условий, предусмотренных
лицензией.
Статья 14.3. Ненадлежащая реклама.
Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, не
соответствующих
требованиям стандартов, техническим условиям, качеству, комплектности, упаковке
либо с
нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия, удостоверяющих
их
безопасность для жизни и здоровья людей.
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг при
отсутствии
информации об изготовителе или о продавце либо без применения контрольно-
кассовых
машин.
Статья 14.6. Завышение или занижение регулируемых государством цен, тарифов
и иное
нарушение порядка ценообразования.
Статья 14.7. Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение или
иной обман
потребителей.
Статья 14.8. Нарушение права потребителя на достоверную информацию о
реализуемом
товаре (работе, услуге). об изготовителе, о продавце, исполнителе и о режиме их
работы,
включение в договор условий, ущемляющих права потребителя.
Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака.
Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров.
Статья 14.25. Нарушение законодательства о регистрации предпринимателей.
Статья 14.27. Проведение лотереи без разрешения или уведомления, отказ в
выплате
выигрыша.
Статья 14.28 Привлечение денежных средств граждан для строительства
многоквартирных домов лицом, не имеющим на это права.
Уголовная ответственность, касающаяся сферы потребительского рынка,
следующая:
Статья 171. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации,
с
нарушением правил регистрации, без лицензии.
Статья 172. Осуществление банковских операций без регистрации или с
нарушением
лицензионных требований, если это причинило крупный ущерб гражданам.
Статья 173. Лжепредпринимательство — создание коммерческой организации без
намерения
осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, прикрытие
запрещенной
деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам.
Статья 180. Незаконное использование чужого товарного знака, если это деяние
совершено
неоднократно или причинило крупный ущерб.
Статья 181. Подделка государственного пробирного клейма.
Статья 201. Злоупотребление полномочиями — использование управленцем
коммерческой
организации полномочий, повлекших причинение существенного вреда правам и
законным
интересам граждан.
Естественно, возникает вопрос: в какой властный орган следует обращаться в
каждом
конкретном случае. По уголовным статьям — однозначно в милицию.
По административным -сложнее. Каждый вид правонарушений подведомственен
разным
госорганам.
Так, антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, 14.6,ч. 1 и 2 ст.
14.8.
Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей
(Роспотребнадзор) рассматривают дела по статьям 14.4-14.8,14.15.
Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка
ценообразования, по статье 14.6. Судьи рассматривают дела по статьям 14.1,
14.10,
14.27.
Статья 14.28 введена сравнительно недавно, и пока непонятно, какой орган
должен
рассматривать правонарушение по ней.
Дела по статье 14.25 возбуждаются прокурором.
Прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
Следует помнить, что протокол об административном правонарушении
составляется
немедленно после выявления совершенного правонарушения. Постановление по делам
не может
быть вынесено по истечении ДВУХ месяцев со
дня совершения административных правонарушений, а за нарушение законодательства
о защите
прав потребителей, о рекламе, о лотереях, об участии в долевом строительстве
объектов
недвижимости - по истечении одного года со дня совершения такого
правонарушения.
Заключения, результаты проверок, постановления и другие акты государственных
органов
являются вескими доказательствами в суде при последующем рассмотрении
гражданского иска.
Таким образом, если знать и применять все рычаги воздействия, эффективность
борьбы с
нарушениями в сфере потребительского рынка значительно возрастет