Поддержите наш сайт

Кошельки WebMoney
R100422485116
Z219248449031

номер счета Яндекс.Деньги
410011036240475



ино-Странные записки


Записки начинающего правозащитника

Наши победы

КУЛИК И ДР. ПРОТИВ РОССИИ

БУРКОВ ПРОТИВ ГУГЛ

МИХАЙЛОВА ПРОТИВ РОССИИ

БРАГИНА ПРОТИВ РОССИИ

КОНЫГИН против РОССИИ

АБРАМЧУК против РОССИИ

Тимошенко и др. за свободные выборы

НОЖКОВ против РОССИИ

РОЖИН против РОССИИ

КАРПЕНКО против РОССИИ

БОРИСОВ против РОССИИ

ПРОШКИН против РОССИИ

ШАРКУНОВ и МЕЗЕНЦЕВ против РОССИИ

ГОРСКАЯ против РОССИИ

ЗАХАРКИН против РОССИИ

ХАЛИУЛЛИН против РОССИИ

БУТУСОВ против РОССИИ

РАНЦЕВ против КИПРА и РОССИИ

ПОРУБОВА против РОССИИ

КОЗЛОВ против РОССИИ

ДОКУКИН против ПРАВИТЕЛЬСТВА

СУТЯЖНИК против РОССИИ

РАКЕВИЧ против РОССИИ


Обмен ссылками

Московская Хельсинкская Группа

Консультативный Совет региональных профсоюзных объединений

Тюремные новости

Екастройка. Свердловск/Екатеринбург на рубеже веков

Правовая помощь в Узбекистане

Пермский региональный правозащитный центр

 

Мусатов Владимир Валерьевич

Помощь малоимущим только на словах!

31.10.2005

Опубликовано: Газета "Бизнес-Адвокат" № 20 (212) октябрь 2005 Сайт "Народная Ассамблея", раздел "Я так считаю", 18.12.2005 г.

http://www.bestlawyers.ru/php/news/newsnew.phtml?id=370&idnew=19265&start=0

Анализ Постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 года № 534, которым утверждено положение "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам".

 

Правительство России в очередной раз решило показать, как у нас государство заботится о малоимущих гражданах, и своим Постановлением от 22 августа 2005 года № 534 утвердило положение «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Как сказано в постановлении, Правительство решило провести эксперимент и создать в десяти субъектах РФ государственные юридические бюро. Данные бюро будут действовать в течение 2006 года и на них возлагается обязанность оказывать бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. Создаются бюро в целях выработки оптимального механизма по реализации политики государства в области оказания малоимущим гражданам квалифицированной юридической помощи.

Следует заметить, что ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. До настоящего времени таких случаев в законе закреплено всего четыре:

1) помощь оказывается ветеранам ВОВ, если вопрос не связан с предпринимательской деятельностью;

2) при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

3) по вопросам связанным с реабилитацией вследствие политических репрессий;

4) истцам в суде первой инстанции по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Данный перечень является исчерпывающим.

Получается, если малоимущая гражданка захочет обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий государственного органа в связи с не назначением пособия на пример, по беременности, то ей нужно будет оплачивать услуги адвоката. При этом малоимущими признаются граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Величина прожиточный минимум в Свердловской области на третий квартал 2005 года установлена для трудоспособного гражданина в размере 3060 рублей. Таким образом, житель Свердловской области, доход которого составляет 3060 рублей в месяц, не имеет права на получение бесплатной юридической помощи и должен из своего мизерного бюджета заплатить адвокату за юридические услуги. А услуги адвоката сегодня дорогие.

Согласно положению, утвержденному Правительством РФ, бесплатная юридическая помощь с 1 января 2006 года государственным юридическим бюро будет предоставляться гражданину после предоставления документа удостоверяющего личность, заявления об оказании этой помощи и справки о среднедушевом доходе или доходе одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца. После этого начальник государственного юридического бюро или работник по поручению начальника принимает решение об оказании помощи.

Вам могут отказать в предоставлении помощи, если вы не представили нужных документов или из справки о полученных доходах следует, что ваш доход равен или больше величины прожиточного минимума. Как только начнут действовать государственные юридические бюро, малоимущие граждане смогут просить помощи у них по другим основаниям, чем те четыре, которые были указаны выше. Но только если они не «богачи», у которых среднедушевой доход равен или выше 3060 рублей (у жителей других областей прожиточный минимум не сильно отличается). Отказать гражданину в предоставлении юридической помощи могут, если такая помощь не предусмотрена положением.

Государственные юридические бюро оказывают юридическую помощь, с одной стороны, в достаточно узких рамках, а с другой - четкий перечень не закреплен. Любой малоимущий гражданин имеет право получить консультацию письменную или устную по любому правовому вопросу. Так же гражданину составят заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера. Видимо, можно будет обращаться в государственное юридическое бюро для составления, например договора купли-продажи недвижимости, если какой-нибудь малоимущий гражданин захочет продать свое жилье. Так же работники государственных юридических бюро могут участвовать в качестве представителей малоимущих граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представлять интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях. С какой целью работникам государственных юридических бюро даются полномочия представлять граждан в общественных организациях не совсем понятно, мало того им дается право представлять граждан в иных организациях. Видимо, государственные юридические бюро должны отстаивать интересы граждан даже в больницах, на почтах и других подобных учреждениях.

Представлять граждан в уголовном судопроизводстве работники бюро не могут, а ведь очень часто человеку требуется помощь как частному обвинителю в уголовном процессе. Очень легко представить ситуацию, когда большой начальник или чиновник оскорбляет гражданина и если человек малоимущий, он не может самостоятельно себя защитить или получить бесплатную юридическую помощь по такому делу. Он должен заплатить, чтобы отстоять свою честь и достоинство, притом, что доход у него ниже прожиточного минимума.

В правительственном положении закреплено, что бюро может заключить с адвокатом договор, предусматривающий оказание юридической помощи гражданам на постоянной основе или конкретному гражданину. У бюро нет права заключать договор с юристами правозащитных организаций, хотя для участия в гражданском судопроизводстве или в исполнительном не требуется быть адвокатом, как этого не требуется и для составления документов правового характера или консультирования граждан.

Таким образом, юристы всех правозащитных организаций фактически исключены из сферы государственной политики по оказанию юридической помощи малоимущим гражданам. Между тем порядок и размер оплаты труда адвоката при оказании юридической помощи человеку, обратившемуся в государственное юридическое бюро, устанавливается договором. Оплата труда адвоката составляет за день участия не меньше одной четвертой и не больше одной второй минимального размера оплаты труда, предусмотренного для регулирования оплаты труда. На сегодняшний день это соответственно 200 и 400 рублей. Для сравнения: только за ознакомление с делом адвокат с вас может взять гонорар в размере 5000 рублей. В положении же закреплено, что понуждение адвоката к заключению указанного договора на условиях, предусмотренных положением, не допускается.

Таким образом, понятно, что адвокаты не будут работать с бюро за такие «смешные» для них деньги, а юристов правозащитных организаций в данном случае правительство РФ оставило в стороне. Следует заметить, что только по официальным данным в конце 2004 года в России было более 20 миллионов малоимущих граждан или 14,6 % от общей численности населения. Получается, что только по данным официальной статистики в Свердловской области более 650 тысяч малоимущих и при этом юридическая помощь им будут оказывать всего 15 работников государственного юридического бюро. При этом работники государственных юридических бюро должны иметь только высшее юридическое образование, быть адвокатом им не обязательны, а юристов общественных правозащитных организаций, которые имеют высшее юридическое образование, к оказанию юридической помощи малоимущим гражданам не допускают.

Отмечу, что государственные юридические бюро это структуры, которые будут контролироваться государством полностью, при этом общественный контроль над их деятельностью не предусмотрен. Ответственность за формирование и регулирование деятельности государственных юридических бюро возложена на Федеральную регистрационную службу. Начальник государственного юридического бюро назначается на должность и освобождается от должности директором Федеральной регистрационной службы. Работники государственного юридического бюро, к полномочиям которых относится оказание юридической помощи, назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро по согласованию с начальником соответствующего управления (главного управления) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ. Иные работники государственного юридического бюро назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро.

Таким образом, от произвола чиновников Федеральной регистрационной службы малоимущий гражданин ни как не застрахован. Не трудно представить, что будет, если он обратиться в государственное юридическое бюро за помощью по делу против Федеральной регистрационной службы или против другого государственного органа. Неужели начальники не смогут между собой договориться? А ведь малоимущие особенно часто страдают от произвола чиновников государственных органов, при этом малоимущий не может защитить себя, так как не имеет необходимых для этого знаний.

Замечу, что всего на финансирование деятельности государственных юридических бюро Правительство выделило 50 млн. рублей, то есть в среднем по 5 млн. рублей на каждое бюро. Помимо этого, на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом возложена обязанность закрепить в оперативном управлении за бюро помещения и имущество, необходимое для их работы. Обязанность по информационному обеспечению деятельности бюро возложена на Федеральную регистрационную службу. В каждом бюро штат работников не может превышать 15 человек. Бюро будут созданы на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей.

Таким образом, Правительство РФ тратит приличные деньги на эксперимент, который не имеет перспектив и собирается оказывать юридическую помощь малоимущим только на словах.

Государство не допускает юристов общественных организации к защите малоимущих граждан, потому что придется отвечать за свои действия перед этими гражданами. Ведь одно дело чиновник, которому командуют, он делает, другое дело юрист-правозащитник стремящийся защитить права граждан, уволить которого в случае чего не получится. Юридические бюро не нужны, есть выход лучше, пусть например Федеральная регистрационная служба заключит договоры об оказании бесплатной юридической помощи с изъявившими желание правозащитными организациями и контролирует исполнение договоров, помогает информационно. Уверен, что общественных правозащитных организаций желающих заключить такой договор, будет не мало. В этом случае можно говорить о реальной юридической помощи малоимущим.

Помощник юриста ОО «Сутяжник» Мусатов В. В.

Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Anonymous - 28.06.2008 21:14:44

Г-н Мусатов, Вы все это написали два с половиной года назад. Я понял из Вашего рассказа, что Постановление правительства в совокупности с законом противоречит ст.48 Конституции РФ. Если я прав, то хочу спросить: Вы что, не знаете, что нужно делать с нормативными документами, которые противоречат Конституции РФ?

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

Поиск на сайте:


Новости "Сутяжник-Пресс"

Подписаться на рассылку:

Ваш e-mail:

Подписаться
Отписаться

 


Последние комментарии

Сергей Князькин комментирует
ЖМОТЫ
22.05.2017 23:35:50

mellisa rene комментирует
Права ребенка при разводе родителей
21.05.2017 10:38:37

Divine комментирует
Права ребенка при разводе родителей
19.05.2017 03:43:39

Anonymous комментирует
ЖМОТЫ
17.05.2017 15:59:53

Токарев В.И. комментирует
ПОДАРОК К ПРИСВОЕНИЮ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ
17.05.2017 11:53:32

mr john комментирует
Права ребенка при разводе родителей
17.05.2017 06:00:23

Anonymous комментирует
Права ребенка при разводе родителей
17.05.2017 00:00:48

Anonymous комментирует
ПОДАРОК К ПРИСВОЕНИЮ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ
16.05.2017 20:42:24

Тёмио комментирует
ЖМОТЫ
16.05.2017 19:51:03

Jan комментирует
Права ребенка при разводе родителей
16.05.2017 18:15:45

john ezekiel комментирует
Права ребенка при разводе родителей
13.05.2017 22:39:00

Anonymous Владимир комментирует
Жалоба в Комитет ООН по правам человека в Женеве
13.05.2017 05:22:22


Самые обсуждаемые материалы

Права ребенка при разводе родителей (360)

ЖМОТЫ (3)

ПОДАРОК К ПРИСВОЕНИЮ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ (2)

ПРОГРАММА ООН по ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА в Екатеринбурге в действии (2)