Тезисы выступления Качанова Р.Е. на пресс-
конференции «СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ЗАХЛЕБНУЛАСЬ. Власть
ограничивает право граждан на судебную защиту, а судьи
охраняют свою корпорацию от гражданского контроля»,
Екатеринбург, 3 августа 2006 года
Проблема заключается в том, что судебная реформа, начатая еще в 1991 году с
концепции и
продолженная принятием новых судебно-процессуальных кодексов, изменили лишь
форму,
незначительные, лишь процессуальные моменты. Однако сущность правосудия
осталась
прежней. До сих пор суды зависят от власти. Мы это видим по ряду громких дел:
Ходорковского, Трепашкина.
Очень редко суды выносят правосудные, справедливые решения. Что касается
Конституционного Суда РФ, это отдельный вопрос. Многие эксперты отмечают, что
за всю
историю существования Конституционный Суд ни разу не вынес решения вопреки
интересам
Президента России. Будь то Ельцин или Путин. Он выносил решения не в интересах
парламента, регионов, граждан, местного самоуправления. Конституционный Суд
фактически
изменил свое решение 1996 года о выборах губернаторов. В федеративном
государстве,
оказывается, можно назначать губернаторов.
Параллельно идет процесс сохранения судьями своей корпоративности. Это видно
по
решению
в отношении Владимира Шаклеина, введением паспортно-пропускного режима в
здания
судов,
несмотря на то, что в соответствии с Конституцией РФ судопроизводство
осуществляется
гласно, публично. Верховный Суд поддержал судейское сообщество, во главе
которого стоит
Совет судей.
По ряду дел Верховный суд, пленум Верховного суда подтверждал неоднократно,
что
нельзя
подать в суд на действие, бездействие судов, когда судьи совершают произвол по
отношению
к гражданам. Произвол никуда обжаловать нельзя. Даже в квалификационную
коллегию судей,
которая специально существует для привлечения к дисциплинарной ответственности
судей,
вплоть до увольнения.
Что касается Кодекса об административных нарушениях, у нас в стране каждый год
привлекается к административной ответственности свыше 50 миллионов граждан.
Этот Кодекс,
в отличие от Уголовно-процессуального кодекса, который как-то соблюдает
принцип
состязательности и равноправия сторон, закрепленной в статье 123 Конституции
РФ,
построен на инквизиторских принципах. Гражданам и организациям, привлекаемым к
административной ответственности, абсолютно нельзя защититься.
У нас протокол об административном правонарушении, который фиксирует
предполагаемый факт
совершения административного правонарушения, одновременно выступает, если его
сравнить с
уголовным процессом, как документ о возбуждении дела, обвинительное
заключение
и
доказательство по делу. Он совмещает в себе абсолютно несовместимые функции.
Суды и
административные органы действуют по одним правилам, что абсолютно недопустимо
в
правовом государстве.
Судебная власть — отдельная ветвь власти. Принципы ее работы состязательность,
равноправие сторон, гласность, публичность, независимость. Эти принципы не
присущи
административным органам. У нас же суд и административные органы действуют по
одним
нормам. Суд осуществляет в суде функцию обвинения, что недопустимо. Эту
функцию
убрали
из уголовного процесса, но она оказалась в процессе по привлечению к
административной
ответственности.
Сейчас мы ведем активную работу по обращению в Конституционный Суд РФ,
Европейский Суд
по правам человека, чтобы бороться с этими проблемами, которые реально
существуют и
ведут к бесправию граждан России.
Владислав, протокол признать недействительным нелья - это документ между прочим. Можно просить вернуть его обратно тому, кто его составил для исправления недостатков или исключить его из дела в качестве доказательств если в нем есть грубые ошибки