Опубликовано: Урайская городская газета ПЕРЕКРЕСТОК № 12 2006г.
Свердловская железная дорога проиграла дело жителю крайнего
севера из городка, в котором даже нет железной дороги
Железнодорожный суд г.Екатеринбурга вынес решение по иску транзит¬ного пассажира,
опоздавшего на поезд в пункте пересадки ст. Свердловск, удовлетворив практически все его
требования.
Гражданин Смердов из г. Урай Ханты-Мансийского авто¬номного округа приобрел в г. Москве в
одной кассе одно¬временно билеты на поезд №3 Москва - Свердловск и далее на поезд № 670
Свердловск -Устье-Аха, следующий по рас¬писанию спустя 45 минут после прибытия первого
поез¬да. Однако поезд из Москвы задержался на 1час 10 минут и пассажир опоздал на второй
поезд. Согласно Транспортно¬му Уставу Железных дорог РФ, являющемуся федеральным законом,
железная дорога обя¬зана либо перекомпостиро¬вать билет, пропавший по ее вине, либо
вернуть его полную стоимость пассажиру. Поскольку поезд до означен¬ной станции из
Екатеринбурга ходит раз в сутки, а перспек¬тива терять столько времени и провести всю
ночь на холод¬ных сиденьях вокзала его явно не прельщала, пасса¬жир решил добираться
окружным путем, через Тюмень, далее автобусом, далее пригородным поездом.
Однако администратор вокзала г. Екатеринбурга отказалась вернуть полную стоимость билета,
приведя такой веский аргумент: "Вам надо было предусмотреть, что поезд может опоздать!?",
и вер¬нула только голый тариф.
Смердов обратился в Управление железной доро¬ги с претензией, на что полу¬чил ответ, что
правилами перевозки пассажиров предусмотрена продажа билет на согласованные поезд
разрывом не менее чем то часа. Вы это правило шили. Железная дорога может выплатить Вам
штраф за задержку поезда в/разме¬ре 3% за каждый полный час опоздания поезда. Для
про¬ведения служебного рассле¬дования по кассиру, продав¬шему вам билеты, просим выслать
их оригиналы. Под¬пись: Заместитель начальника дороги Л.Н. Коляда.
Конечно, 3% от стоимости билета за час задержки в раз¬мере 22 рублей - это формен¬ная
насмешка и Смердов обратился в суд по месту нахождения ответчика.
Судья Железнодорожного суда Г. Хохлова оставила иск без движения по надуман¬ным причинам,
а затем и вовсе возвратила истцу все поданные ими документы. Однако Областной суд
отме¬нил данные определения судьи и направил дело на новое рассмотрение. Т, самым
разбирательство дела состоялось спустя год.
Представитель железной дороги в обоснование своих доводов представила суду телеграмму МПС
№8 от 30.04.96г., обязывающую всех кассиров "..в целях улучшения качества обслу¬живания
пассажиров" прода¬вать транзитные билеты с разрывом между приходя¬щим и уходящими
поездами не менее 3-х часов.
Истец с доводами ответ¬чика не согласился, заявив, что телеграмма не является нормативным
актом, нару¬шает права пассажиров, а потому не может быть приня¬та судом в качестве
доказат¬ельства. Вдобавок он зая¬вил, что поскольку железная дорога широко применяет
данные ведомственные ука¬зания как руководство к действию, чем существенно ущемляет права
всех Россий¬ских транзитных пассажи¬ров, то он намерен обратиться в Верховный суд на
незакон¬ный акт Федерального ведо¬мства с требованием призна¬ния его незаконным.
Суд вынес решение выплатить истцу потерянную разницу в стоимости билета, неустойку,
оплатить дополнительные расходы, понесенные в связи с тем, что он добирался окружным
путем, оплатить пользование каме¬рой хранения, междугород¬ный звонок домой, чтобы
уведомить родственников о задержке в пути и выплатить моральный вред в размере двухсот
рублей.
Истец такжe намерен взыс¬кать убытки, понесенные в связи с защитой нарушенного права.
Вынесенное решение явно не понравилось юристке железной дороги бросившей истцу полную
ненависти фразу "ну что, обогатились?!!", а уходя из зала суда добавила:
- "А теперь попробуйте эти деньги получить!!!".
Конечно же, не потеря пятисот рублей так расстро¬ила представительницу круп¬нейшего
Российского моно¬полиста. Расстроил сам прецедент вынесения судом (подобного решения.
Ведь на очереди подобные иски еще нескольких граждан г. Урая. Удивляет тот факт, что
жите¬ли столицы Урала, у которых под боком и ответчик и суд, не требуют сатисфакции за
потрепанные в поездах нервы.
К слову сказать, самый популярный у Екатеринбуржцев поезд № 8 хронически задерживается в
пути. Причем практически в одном месте, тогда как в первопрес¬тольную он всегда
прибы¬вает вовремя, причина этому, полагаю одна: дан¬ный поезд пропускает грузовые
составы, принося¬щие железной дороге основные деньги.
Вот если не единицы, десятки, сотни пассажиров встанут за свою поруганную честь, я думаю,
что все пас¬сажирские поезда будут ходить точно по расписанию.
И еще думаю, есть одна причина для беспокойства юристки железкой дороги:
предала "огласке ведомственную тайну. Ту, на основании которой нам отказыва¬ют в праве
быстро добирать¬ся до места назначения, соблюдая трехчасовой раз¬рыв, и на основании
которой отказывают в возврате полной стоимости билетов, пропавших по вине желез¬ной
дороги.