Поддержите наш сайт

Кошельки WebMoney
R100422485116
Z219248449031

номер счета Яндекс.Деньги
410011036240475



ино-Странные записки


Записки начинающего правозащитника

Наши победы

КУЛИК И ДР. ПРОТИВ РОССИИ

БУРКОВ ПРОТИВ ГУГЛ

МИХАЙЛОВА ПРОТИВ РОССИИ

БРАГИНА ПРОТИВ РОССИИ

КОНЫГИН против РОССИИ

АБРАМЧУК против РОССИИ

Тимошенко и др. за свободные выборы

НОЖКОВ против РОССИИ

РОЖИН против РОССИИ

КАРПЕНКО против РОССИИ

БОРИСОВ против РОССИИ

ПРОШКИН против РОССИИ

ШАРКУНОВ и МЕЗЕНЦЕВ против РОССИИ

ГОРСКАЯ против РОССИИ

ЗАХАРКИН против РОССИИ

ХАЛИУЛЛИН против РОССИИ

БУТУСОВ против РОССИИ

РАНЦЕВ против КИПРА и РОССИИ

ПОРУБОВА против РОССИИ

КОЗЛОВ против РОССИИ

ДОКУКИН против ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОНЯТОВСКИЙ против ПРАВИТЕЛЬСТВА

СУТЯЖНИК против РОССИИ

РАКЕВИЧ против РОССИИ


Обмен ссылками

Московская Хельсинкская Группа

Консультативный Совет региональных профсоюзных объединений

Тюремные новости

Екастройка. Свердловск/Екатеринбург на рубеже веков

Правовая помощь в Узбекистане

Пермский региональный правозащитный центр

 

Беляев Сергей Иванович

Бурков Антон Леонидович

Применение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в судах России

03.03.2007

Опубликовано: Сборник материалов международной научно-практической конференции (17-19 ноября 2005 года, г. Тюмень) "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина"

28 февраля 1996 года Российская Федерация была допущена присоединиться к Уставу Совета Европы без соблюдение всех необходимых условий, установленных для государств- участников. Процесс вступления России в Совет Европы вызвал обширные дебаты в учреждениях Совета Европы относительно пригодности кандидата. Присоединение России произошло несмотря на отрицательный специальный отчет «Eminent Lawyers Report», в котором специалисты Совета Европы пришли к заключению, что «правовой порядок в Российской Федерации в настоящий момент не соответствует стандартам Совета Европы, закрепленных в его Уставе и развитых учреждениями Европейской конвенции по защите прав человека» . Аналогичная оценка правовой системы Российской Федерации была дана директором Правового департамента Министерства иностранных дел России А. Ходаковым в Пояснительной записке от 30 января 1996 года по вопросу о подписании Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней. В записке отмечалось «На настоящий момент российское законодательство, за исключением Конституции Российской Федерации, и правоприменительная практика не в полной мере соответствуют стандартам Совета Европы»

 

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД В СУДАХ РОССИИ

А. Л. Бурков, кандидат

юридических наук, докторант факультета права Кембриджского университета

(Великобритания), юрист, координатор программ Уральского центра конституционной

и международной защиты прав человека общественного

объединения «Сутяжник».

С. И. Беляев, Президент

общественного объединения «Сутяжник», ректор негосударственного

образовательного

учреждения «Академия по правам человека»

28 февраля 1996 года Российская

Федерация

была допущена присоединиться к Уставу Совета Европы без соблюдение всех

необходимых условий, установленных для государств-участников. Процесс

вступления

России в Совет Европы вызвал обширные дебаты в учреждениях Совета Европы

относительно пригодности кандидатаhref="#_ftn1">lang="EN-GB">[1].

Присоединение России произошло несмотря на отрицательный специальный

отчет «lang="EN-GB">Eminent

Lawyers Report», в котором специалисты Совета Европы

пришли к заключению, что «правовой порядок в Российской Федерации в настоящий

момент не соответствует стандартам Совета Европы, закрепленных в его Уставе и

развитых учреждениями Европейской конвенции по защите прав человека»name="_ftnref2" title href="#_ftn2">[2]lang="RU">.

Аналогичная оценка правовой системы Российской Федерации была дана директором

Правового департамента Министерства иностранных дел России А. Ходаковым в

Пояснительной записке от 30 января 1996 года по вопросу о подписании Российской

Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4

ноября 1950 г. и Протоколов к ней. В записке отмечалось «На настоящий момент

российское законодательство, за исключением Конституции Российской Федерации, и

правоприменительная практика не в полной мере соответствуют стандартам Совета

Европы»[3]

.

Подчеркивалось, что такое присоединение по политическим

мотивам причиняет беспокойство относительно будущего соблюдения Страсбургского

права, потому что, кроме всего прочего, учитывая отсутствие у Российской

Федерации опыта защиты прав человека на национальном уровне, вполне вероятно,

что в России может быть совершено очень большое число нарушений европейских

стандартов прав человека, что они не будут устранены в рамках национальной

правовой системы[4]

.

В соответствии со статьей 1 Конвенции о защите прав человека

и основных свобод (далее – Конвенция), Российская Федерация взяла на себя

обязательство обеспечивать каждому, находящемуся под ее юрисдикцией, права и

свободы, определенные в разделе Ilang="RU">

Конвенции[5]

.

При анализе судебной практики, создается впечатление, что в России это

обязательство, как правило, понимается как признание российскими властями

полномочий Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) на разрешение

обращений, указывающих на нарушения положений Конвенции, совершенных под

юрисдикцией Российской Федерации. Другими словами, ратификация Конвенции

воспринимается российскими гражданами как признание права «писать в Страсбург»,

как право жаловаться в международный орган, как панацея от всех бедname="_ftnref6" title href="#_ftn6">[6]lang="RU">.

Тем не менее, главная идея международного права защиты прав человека состоит в

том, чтобы «принести права человека домой»href="#_ftn7">[7].

Что касается непосредственно Конвенции, сердцевина этой идеи закреплена в ее

статье 1.

Статья 1 не только возлагает на Высокие Договаривающиеся

Стороны обязанность соблюдать права человека и основные свободы, но также

требует от государств защищать и устранять любые нарушения, имевшие место под

юрисдикцией этих государств с помощью внутригосударственных правовых средств

защиты[8]

.

В то же время, статья 1 не предусматривает конкретный способ, с помощью

которого

государства обязаны обеспечивать защиту правhref="#_ftn9">lang="RU">[9].

Конвенция не предусматривает обязанность государств придать Конвенции характер

документа, непосредственно действующего в рамках национального права. К данному

выводу можно прийти, исходя из намерений разработчиков Конвенции, которые во

время работы над проектом заменили более раннюю редакцию слов статьи 1 «должны

обеспечить» («shall secure»)

словами «обеспечивают» («undertake to

securelang="RU">»)

[10]

.

В связи с этим, не будет являться нарушением Конвенции, если национальные суды

непосредственно не применяют положения, закрепленные в Конвенцииname="_ftnref11" title href="#_ftn11">[11]lang="RU">.

Указанное выше правило не применяется в отношении Российской

Федерации, в Конституции которой закреплено положение, устанавливающее, что

Конвенция является частью национальной правовой системы. Российские суды

обязаны

применять Конвенцию наравне с любым другим национальным законом. Не смотря на

то, что Конвенция не предусматривает конкретного способа обеспечения защиты

прав

человека на национальном уровне, выполняя данное обязательство, Российская

Федерация должна придерживаться общих принципов, в соответствии с которыми

данные права не в теории, а на практике должны быть обеспечены эффективной

защитой[12]

.

Юристы Уральского центра конституционной и международной

защиты прав человека общественного объединения «Сутяжник» работают над пятым

выпуском из серии «Международные средства защиты прав человека», где речь

пойдет

о статусе Конвенции в правовой системе Российской Федерации, правилах, методах

и

практике ее применения в российских судах. В работе будет показано, является ли

защита прав человека с помощью непосредственного применения Конвенции в судах

России эффективной или лишь символичной. Авторы предложат способы эффективного

применения положений Конвенции в рамках российского права, принимая во внимание

особенности национальной правовой системы. Данная работа может быть

использована

не только активистами общественных организаций, практикующими юристами,

адвокатами, студентами, аспирантами и научными работниками, но также и

учреждениями и сотрудниками Совета Европы для оценки потенциальных разъяснений

Российской Федерации, представляемых по запросу Генерального секретаря Совета

Европы «относительно того каким образом ее внутреннее право обеспечивает

эффективное применение любого из положений настоящей Конвенции»name="_ftnref13"

title href="#_ftn13">[13]lang="RU">.

С этой целью авторы исследуют судебную практику большинства

видов судов России, существующую ситуацию относительно влияния Конвенции на

российское право, определив механизм применения Конвенции в судах России,

особый

для российской правовой системы, а также установят возможные существующие

препятствия для непосредственного применения Конвенции, предложат способы

изменения ситуации. Другими словами, авторы определят причину возможного не

соответствия между существующими международными обязательствами Российской

Федерации и практикой их выполнения, обнаружат точки соприкосновения между

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и внутренним правомname="_ftnref14" title href="#_ftn14">[14]

lang="RU">.



[1]

M. Janis, Russia and the «Legality» of Strasbourg Law. 1

European

Journal of International Law (1997), 93 at 93.

[2]

Council of Europe, Parliamentary Assembly, Report on the

Conformity of

the Legal Order of the Russian Federation with Council of

Europe

Standards Prepared by Rudolf Bernhardt, Stefan Trechsel, Albert

Weitzel,

and Felix Ermacora, 7 October 1994. 15:7 Human Rights Law

Journal

(1994), at 287; Цит. lang="RU">по

M. Janis, Russia and the «Legality»

of

Strasbourg Law. 1 European Journal of International Law (1997),

93 at

93.

[3]

Европейский суд по правам человека и защита свободы слова в

России:

прецеденты, анализ, рекомендации: Т. 2 / Под ред. Г. В.

Винокурова, А.

Г. Рихтера, В. В. Чернышова. — М.: Институт проблем

информационного

права, 2004. — 612 с. — (Журналистика и право; Вып. 43);

[Электронный

ресурс]. Режим доступа wwwlang="RU">.sutyajniklang="RU">.lang="EN-GB">ru/ruslang="RU">/cases/lang="EN-

GB">law/poyasnitlang="RU">_zapiskalang="RU">_k_echrlang="RU">.html

[4]

M. Janis, Russia and the «Legality» of Strasbourg

Law,lang="EN-GB">

at 98.

[5]

«Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают

каждому,

находящемуся под их юрисдикцией, права

и свободы, определенные в

разделе I настоящей

Конвенции».

[6]

Деменева А. В. Европейский суд: панацея от всех бед? / Судебная

защита

прав граждан в ее наиболее эффективных формах: Материалы

научно-практической конференции //

Под. ред. А. Л. Буркова, издательство Уральского университета,

2003. –

С. 36. [Электронный ресурс]. Режим доступа lang="EN-

GB">

www.sutyajnik.rulang="RU">/rus/lang="EN-

GB">library/sbornikilang="RU">/sud_lang="EN-

GB">zaschita.pdf

[7]

K. Boyle, “National Implementation of International Human

Rights

Commitments,” in Lectures for LW901–General Seminar 2003-2004,

LLM in

International Human Rights Law, the University of Essex

(unpublished).

[8]

Ireland v. UK, judgment of 18 January 1978, 2 E.H.R.R. No. 25,

para

239

[9]

Silver v. the United Kingdom, judgment of 25 March 1983, 5

E.H.R.R. No.

61., para 113.

[10]

Ireland v. UK, judgment of 18 January 1978, 2 E.H.R.R. No. 25,

para

239.

[11]

M. Janis, R. Kay, A. Bradley, European Human Rights Law: Text

and

Materials 2nd ed. (New York: Oxford University Press, 2000) at

488.

[12]

Airey v. Ireland, judgment of 9 October 1979, Series A no. 32,

pp.

12-13, para 24.

[13]

Статья 52

Конвенции.

[14]

Книга будет доступна на портале «Изучаем Европейскую конвенцию»

общественного объединения «Сутяжник» по адресу

href="http://www.sutyajnik.ru/rus/library/sborniki/echr6">www.sutyajnik.ru/rus/l

ibrary/sborniki/echr6

Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

Поиск на сайте:


Новости "Сутяжник-Пресс"

Подписаться на рассылку:

Ваш e-mail:

Подписаться
Отписаться

 


Последние комментарии

Libby комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 08:37:22

Nelly комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 08:33:56

Leta комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:49:48

Margo комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:44:00

Jayson комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:35:20

Glenda комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:31:50

Mai комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:28:53

Isabelle комментирует
РОССИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛЮ ЕСПЧ
21.09.2024 10:34:28

Bea комментирует
Стартует проект "Правовая помощь людям с проблемами психического здоровья в Свердловской области: британский опыт"
17.09.2024 18:45:43

Christine комментирует
Стартует проект "Правовая помощь людям с проблемами психического здоровья в Свердловской области: британский опыт"
16.09.2024 20:55:00

Sonah Gume комментирует
Права ребенка при разводе родителей
11.09.2024 15:25:48

Bonita комментирует
ЕСПЧ В 2014 ГОДУ РАССМОТРИТ ДЕЛО О ПРИНУЖДЕНИИ МИНЮСТОМ РАCКРЫТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЧЛЕНОВ НКО
13.08.2024 04:48:37


Самые обсуждаемые материалы

УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском) (7)

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.