К такому выводу пришло большинство участников круглого стола
«Международные стандарты противодействия торговле людьми:
российский опыт», Екатеринбург, 21 сентября 2010 года
Несмотря на то что прошло уже 200 лет с момента официального запрета торговли людьми, вопрос противодействия торговле людьми не теряет своей актуальности и в настоящее время. По неофициальным данным, этот «бизнес» занимает третью строчку в мире по обороту денежных средств, после торговли наркотикам и оружием. Совет Европы принял специальную Конвенцию о противодействии торговле людьми. Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) недавно рассмотрел дело о трагическом случае торговли людьми в двух Европейских странах.
15 сентября 2010 года Комитет Министров Совета Европы рассмотрел вопрос исполнения постановления ЕСПЧ от 7 января 2010 года «Ранцев против Кипра и России» по делу о гибели россиянки Оксаны Ранцевой, ставшей жертвой современного рабства в Республике Кипр в 2001 году. В этом постановлении ЕСПЧ признал нарушение Кипром и Россией в том числе статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение рабства и принудительного труда). Тогда молодая девушка, подписав в России контракт на работу переводчиком, приехала на Кипр. Но вместо обещанной работы попала в сексуальное рабство в одном из местных кабаре. При попытке вернуться домой, молодая россиянка при невыясненных обстоятельствах погибла, сорвавшись с балкона 7 этажа квартиры сотрудника кабаре. Ни Россия, ни Кипр должного расследования по данному факту не проводили, что и привело в итоге к постановлению ЕСПЧ по жалобе, инициированной отцом погибшей девушки.
В связи с начавшимся процессом исполнения постановления по делу «Ранцев против России» участники Дискуссионного клуба Свердловской области по обсуждению актуальных проблем взаимодействия государства и общества (далее – Дискуссионный клуб) предложили обсудить за круглым столом международные механизмы противодействия торговле людьми и российский опыт.
За круглым столом встретились: Уполномоченный по правам человека Свердловской области, представители органов государственной власти (аппарата Полномочного представителя Президента РФ в УрФО, представительства МИД России в Екатеринбурге, Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области и Управления Федеральной миграционной службы); сотрудники консульств иностранных государств в г. Екатеринбурге; специалисты по международному праву; журналисты, адвокаты, общественники и правозащитники.
На обсуждение круглого стола были предложены вопросы: предупреждение торговли людьми и борьбе с ней, защита основных прав жертв торговли людьми, обеспечение эффективного расследования и привлечения к ответственности виновных, содействие международному сотрудничеству в области борьбы с торговлей людьми. Главной темой дискуссии стал вопрос — должна и готова ли Россия подписать и ратифицировать Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми, которая была открыта для подписания в Варшаве 16 мая 2005 года (далее – Конвенция). Конвенцию подписали 43 европейские страны, 30 из которых её уже ратифицировали. Российская Федерация, наряду с Лихтенштейном, Монако и Чехией, относится к числу стран, которые Конвенцию не подписали и не ратифицировали.
Сторонники ратификации, соглашаясь, что российское законодательство и правоприменительная практика не готовы к применению Конвенции о противодействии торговле людьми на национальном уровне, высказали позицию, что подписать и ратифицировать Конвенцию необходимо, чтобы создать условия и мотивацию для правового регулирования в соответствующих областях права. Ратифицировав Конвенцию, Российская Федерация обязана будет повысить возможности государства в сфере борьбы с торговлей людьми и рабством, в частности, позволит привлекать к уголовной ответственности юридические лица, причастные к торговле (агентства по набору персонала, брачные агентства и т. д.). Для этого придется изменить законодательство. А также повысить ответственность государства в этой сфере, поскольку страны-участницы Конвенции обязаны ежегодно отчитываться перед Парламентской Ассамблеей и Комитетом Министров Совета Европы о мерах, предпринимаемых страной для противодействия торговле людьми.
Противники отстаивали позицию о первичности политической, экономической, юридической и практической подготовки применения закрепленных Конвенцией стандартов и лишь после этого приступать к процедуре подписания и ратификации. По их мнению ратификация Конвенции сейчас ничего не изменит, поскольку Россия не готова выполнять международные обязательства в соответствии с Конвенцией. Отчет перед Парламентской Ассамблеей и Комитетом Министров Совета Европы не может являться эффективным средством противодействия торговле людьми, так как никакой ответственности в случае неудовлетворительного отчета не предусмотрено.
Кроме того, по утверждению противников ратификации, в России создан достаточный механизм противодействия торговле людьми. В частности, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в Уголовный кодекс были введены новые составы преступлений: торговля людьми (ст. 127.1) и использование рабского труда (ст. 127.2). При этом, определение «торговля людьми», данное в российском уголовном законе, идентично определению в Конвенции.
С позицией против ратификации Конвенции можно было бы согласиться, если бы не несколько моментов.
Во-первых, мало в уголовном законе криминилизировать то или иное деяние, например, торговлю людьми. Статья должна реально и эффективно работать. Как показывает пример действия российских властей, после вступления в силу постановления ЕСПЧ «Ранцев против Кипра и России» следственные органы возбудили уголовное дело спустя 9 лет после смерти Оксаны Ранцевой, но только по факту смерти. Факт попадания в рабство не расследуется. Уголовного дела по статье 127.1 УК РФ возбуждено не было. Не проводятся следственные действия с целью установления лиц, которые завербовали девушку в России, то есть непосредственно занимались торговлей.
Тот факт, что законодательство России пока не соответствует Конвенции не может служить оправданием не ратификации Конвенции. К примеру, ранее Конвенцию о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация принимала также в условиях не готовности к ратификации с точки зрения не соответствия российского законодательства и практики европейским стандартам. Однако со временем Россия подтягивала стандарты правовой системы до европейских, и делает это до сих пор. Недавний пример – Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Ничего не мешает также поступить и с Конвенцией Совета Европы о противодействии торговле людьми. Более того, необходимо эту Конвенцию ратифицировать, чтобы появилась планка, к которой нужно стремиться.
Но единство и готовность к принятию мер по недопущению торговли людьми на среднем Урале подтвердило рейтинговое голосование участников круглого стола под резолюцией-обращением к Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации ратифицировать Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми.
Примечательно, что в день проведения круглого стола 21 сентября Верховная Рада Украины ратифицировала Конвенцию Совета Европы о противодействии торговли людьми. Последует ли за Украиной Россия?
p.s. Круглый стол «Международные стандарты противодействия торговле людьми: российский опыт» состоялся в рамках мероприятий Дискуссионного клуба Свердловской области по обсуждению актуальных проблем взаимодействия государства и общества. Диалог представителей общественных организаций и государственных органов поддерживают Уполномоченный по правам человека Свердловской области и Комиссия Свердловской Областной думы по предварительной подготовке материалов к рассмотрению на заседании Областной думы кандидатур на должности судей.