В данной подпорке публикуются судебные решения, статьи и иные материалы, иллюстрирующие особенности юридической силы актов судебного нормоконтроля, в частности, особенности обратной силы таких актов.
Юридическая природа постановлений Пленума Верховного Суда РФ
определяется их статусом, закрепленным в Конституции РФ и
федеральном законодательстве (de jure) и в судебной практике
(de facto). В этой статье предметом обсуждения является
утверждение, что, несмотря на нечеткое закрепление в
законодательстве статуса постановлений Пленума Верховного
Суда РФ, на практике они являются больше, чем рекомендации, и
рассматриваются практикующими юристами как квази-
законодательные акты, подзаконные нормативные акты
В статье производится анализ принципа несоразмерности
налогообложения, парализующего реализацию гражданами их
конституционных прав, сформулированного Конституционным
Судом РФ в Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По
делу
о проверке конституционности ряда нормативных актов города
Москвы и Московской области, Ставропольского края,
Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих
порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное
жительство в названные регионы» и положенного в основу его
определений от 13 июня 2006 года № 272-О «По жалобам
граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима
Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их
конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового
кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского
процессуального кодекса РФ» и № 274-О «По жалобам граждан
Ахалбедашвили Мамуки Гурамовича и Молдованова Константина
Викторовича на нарушение их конституционных прав
подпунктом
10 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской
Федерации», которыми признаны неконституционными нормы
Налогового кодекса и Гражданского процессуального кодекса
РФ, запрещающие суду удовлетворять ходатайства об
освобождении от уплаты госпошлины вследствие тяжелого
материального положения заявителя при подаче иска
(заявления) в суд общей юрисдикции и при обращении с
заявлением о снятии копий с материалов судебного дела;
производится сравнительный анализ данных определений и
Определения Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. №
70 «По жалобе гражданки Крутиковой Ольги Анатольевны на
нарушение ее конституционных прав частью второй пункта 3
статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной
пошлине», принятого по вопросу освобождения от уплаты
госпошлины по имущественным основаниям при обращении в
арбитражные суды.
Доклад Качанова Р.Е. в качестве эксперта на
семинаре "Судебное оспаривание нормативных актов в системе
механизмов "стратегического правосудия", организованного
Краснодарской общественной организаций "ТС Южная волна",
Краснодар, 16 августа 2007 года.
В издании представлены материалы процессов, связанных с
защитой гражданских, политических, социальных и культурных
прав в российских судах, проведенных с участием юристов
ОО "Сутяжник"
Из содержания ч. 5 ст. 195 АПК РФ следует, что
арбитражный суд вправе лишь отменить незаконный
нормативный акт — признать его не подле жащим применению с
момента вступления в законную силу решения суда. В ч. 2
ст. 253 ГПК РФ позиция законодателя выражена несколько
иначе — суд признает нормативный правовой акт
недействующим со дня его принятия (аннулирует) или иного
указанного судом времени. В законодательстве отсутствуют
критерии, определяющие момент утраты нормативного
правового акта юридической силы в связи с признанием
последнего незаконным решением суда. В настоящей работе
ответим на вопрос о полномочиях суда на аннулирование
нормативного правового акта (основания, предусмотренные в
российском законодательстве и Европейской конвенции о
защите прав человека)
Исследована юридическая природа принимаемых судом
постановлений, содержащих оценку законности нормативного
акта с точки зрения их влияния на систему административного
права