Эта книга — результат работы Уральской международной школы
прав человека с 2011 года. Во время сессий Школы проходят
конференции, круглые столы и тренинги для начинающих
юристов-
правозащитников. На момент опубликования настоящей книги
проведено одиннадцать сессий Школы, которые были посвящены
правам заключенных, свободе собраний, свободе слова,
свободе от дискриминации и другим правам человека,
обращению в Европейский суд по правам человека
и применению Конвенции о защите прав человека в судах
России. Ключевой темой всех сессий является стратегическое
ведение судебных дел.
Выступающие и тренеры приезжают со всего мира. Это
действующие и в отставке судьи ЕСПЧ, вице-президент ЕСПЧ,
признанные российские правозащитники, эксперты,
профессиональные юристы. Их выступления собраны в этой
книге.
В данной статье автор рассматривает три постановления ЕСПЧ,
вынесенные в 2014 году, в которых было установлено
нарушение Россией свободы совести и свободы объединений.
Автор пытается также указать причины возникновения данных
нарушений. -
В статье А.Р. Султанова как урок в области обеспечения
справедливого правосудия рассмотрено
решение Европейского суда по правам человека по делу
«Матыцина против Российской Федерации». Суть
его в том, как надлежит обеспечивать соблюдение принципа
состязательности при использовании экс-
пертных заключений.
Ключевые слова: допрос экспертов; Европейский суд по правам
человека; принцип состязательности;
справедливое судопроизводство; экспертное заключение.
В этом материале тезисно описано два примера игнорирования
судьями норм Конвенции о защите прав человека и основных
свобод и обязательств Российской Федерации соблюдать нормы
ратифицированных международных договоров
В статье А.Р. СултАноВА рассматривается важнейший вопрос
правовой политики Российской Федерации в связи с запросом
группы депутатов Государственной Думы РФ, фактически
ставящим под сомнение применимость постановлений
Европейского суда по правам человека на территории нашей
страны.
В данной статье рассматривается проблема восстановления
нарушенных прав и свобод человека, возникающая при
упразднении, ликвидации, реорганизации государственных
органов. На основе анализа проблемы, судебной практики,
включая практику Европейского Суда по правам человека,
делается вывод, что в данном случае применение норм ГК о
правопреемстве недопустимо и что неисполнение судебных
решений в связи реорганизацией, ликвидацией, передачей
функций государственных органов является нарушением и
Конституции РФ, и Европейской Конвенции о защите прав
человека и основных свобод.
Ключевые слова: Функциональное правопреемство,
восстановление нарушенных прав, государственный орган,
Европейский Суд по правам человека
В статье рассматривается конституционно-правовая проблема
защиты конституционных прав свидетелей административных
правонарушений на неприкосновенность частной жизни,
личную тайну при производстве по делам об
административных правонарушениях.
Изучается конституционно-правовой статус свидетелей
административных правонарушений в системе действующего
конституционно-правового регулирования и показывается,
что безусловное ограничение права свидетелей на
неприкосновенность частной жизни, личную тайну не
отвечает во всех случаях конституционным критериям
допустимого ограничения прав и свобод и, следовательно,
не соответствует Конституции Российской Федерации и
статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод.
Human rights education is an uninterrupted journey that
should start in school, continue at university and
throughout a professional career. This journey is
indispensable because in order to be a reality for all
those within the jurisdiction of the European Convention
for the Protection of Human Rights and Fundamental
Freedoms, human rights have to be effectively protected
and implemented first and foremost at the national level.
This is what is meant by “bringing human rights home”’.
This article focused on the Council of Europe’s efforts
to support its member states in ensuring that the
Convention for the Protection of Human Rights and
Fundamental Freedoms is applied at the national level.
This support is done through capacity development, mainly
for legal professionals, and in the future, law faculties
may be targeted as well.
Подборка видео-сюжетов телекомпаний о деле "ПРИЗНАНИЕ НЕ
СООТВЕТСТВУЮЩИМИ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И
НЕКОНСТИТУЦИОННЫМИ Ч. 1 СТ. 25.1 КОАП И ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО
И
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОВ, РАЗРЕШИВШИЕ ПРИВЛЕКАЕМЫМ ЗА
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ВТОРГАТЬСЯ В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ
СВИДЕТЕЛЕЙ, А СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
РАСПРОСТРАНЯТЬ ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАН"
http://sutyajnik.ru/cases/525.html
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Конвенция о защите прав человека и
основных свобод – это «живой организм» не только потому, что
ее содержание постоянно развивается благодаря работе
Европейского суда по правам человека по выявлению содержания
положений Конвенции, но и потому что текст Конвенции также
постоянно меняется. С 1990-х эти изменения больше касаются
процедурных вопросов. Последний вступивший в силу Протокол
14, несколько изменивший процедуру принесения и рассмотрения
жалоб в ЕСПЧ, действует с 2010 года. Настоящий материал
ознакомит читателей с предстоящими изменениями Конвенции,
последующими после вступления в силу нового Протокола 15.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Конвенция о защите прав человека и основных
свобод, протоколы, Европейский суд по правам человека, срок
обращения с жалобой в Суд, критерии приемлемости.
Прежде всего, уважаемые коллеги, я хотел бы поделиться
причиной того, почему мне юристу практику пришлось
заниматься научными исследованиями в области прав человека.
Дело в том, что само по себе принятие каких-либо законов и
ратификаций конвенций – это всего лишь декларация
определенного текста, которые лишь обозначают ориентиры для
правоприменения и порой дистанция от их декларирования и
реализации правовых возможностей, заложенных в нормативных
актах, бывает весьма значительной.
Практикам чаще всего достается испытать на своем собственном
опыте проблемы с реализацией новых правовых стандартов и
именно им достается «борьба за новое право». Надо отметить,
что порой практики себя чувствуют себя этакими Дон Кихотами,
борющимися с ветряными мельницами.
Когда в 2010 году разгорелся спор о возможности исполнения
Постановления ЕСПЧ по делу «Константин Маркин против РФ», мы
сочли возможным остаться в стороне от данного спора. Даже
когда сенатор А. Торшин внес законопроекты, предполагающие
изменение порядка исполнения Постановлений ЕСПЧ, мы сочли,
что это лишь политический демарш, который можно оставить
без комментария. На наш взгляд, данные законопроекты были
продуктом взбудораженности, а не продуманным предложением,
основанном на здравом смысле и научной доктрине. Даже когда
средства массовой информации распространили информацию, что
Президиум Ленинградского окружного военного суда обратился в
связи с «делом Маркина» в Конституционный Суд РФ, мы сочли,
что возможным не придавать этому особого значения. Пожалуй,
мы здесь были неправы, поскольку в июне 2013 года
Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению и возможность
того, что право на обращение в межгосударственные органы
будет ограничена, стала реальной. Хотя предметом обращения
являлся вопрос на первый взгляд, не связанный с правом на
обращение в межгосударственные органы, а содержащий в себе
вопрос соответствия Конституции РФ пунктов 3 и 4 части 4
статьи 392 во взаимосвязи со статьей 11 ГПК РФ в той части,
в которой эти нормы допускают пересмотр вступившего в
законную силу принятого судом общей юрисдикции судебного
постановления при наличии противоположных правовых позиций
Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда
Российской Федерации относительно соответствия норм
национального законодательства, применённых при рассмотрении
конкретного дела, положениям Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, пересмотра судебных решений на
основании Постановлений ЕСПЧ.
Все смешалось в российском праве — особенно уголовное право
с административным. Не случайно слово «административной» в
анонсе помещено в кавычки. Постановление ЕСПЧ по делу
«Каспаров и другие против России» превратило часть
административного права России в «уголовное». Точнее, ЕСПЧ
только констатировал факт: Госдума уже некоторое время
превращает административное право в уголовное. «Тренд
последнего времени — это то, что КоАП стал своеобразной
лазейкой для наших законодателей. По сути дела, это такое же
уголовное право, только мелкое», — отмечает
профессор МГУ Леонид Головко. И это превращение не остается
без последствия для защиты привлекаемых за совершение
административных правонарушений. Следующее за Каспаровым
дело «несогласной» пенсионерки Валентины Михайловой против
России, рассматриваемое сегодня ЕСПЧ, приведет к тому, что
привлекаемые к «административной» ответственности будут
вправе требовать предоставления им бесплатного защитника.
Еще до принятия новой Конституции РФ 7 мая 1992 г. Россия
официально
представила заявку о вступлении в Совет Европы. В дальнейшем
Россия,
планируя свое участие в Совете Европы и Европейской
Конвенции о защите прав
человека и основных свобод (далее «Конвенции») представляла
проект
Конституции РФ на международную экспертизу. Проекту
Конституции РФ в 1993
году были посвящены три пленарных заседания Европейской
комиссии за
демократию через право» (Венецианской комиссии Совета
Европы)2 и не
удивительно, что многие положения Конституции РФ совпадают с
положения
Когда судьи выносят приговоры, принимают судебные решения,
чем они руководствуются, кроме закона и «внутреннего
усмотрения»? Какое влияние на судей оказывают факторы, по
своей природе не относящиеся к правовым, – судебная
иерархия, организация судов, профессиональная субкультура,
интересы, нагрузка, мнение коллег? Книга содержит
исследования российских судей и судебной системы, основанные
на эмпирических наблюдениях: анализе статистики, анкетных
опросах, экспертных интервью. Особое внимание уделяется
факторам, которые порождают склонность российских и
постсоветских судей поддерживать позицию следствия и
государственного обвинения в уголовном процессе,
происхождению так называемого «обвинительного уклона».
Закономерности работы российской судебной системы
рассматриваются с позиций мировых исследований по социологии
права, а также в сравнении с другими странами бывшего СССР и
Восточной Европы.
Книга рассчитана на юридическое и экспертное сообщество,
учащихся вузов юридического и гуманитарного профиля.
Добросовестное выполнение принятых по международному договору
обязательств государством играло важную роль во все времена.
Но лишь в начале двадцатого столетия в заключаемых
межгосударственных многосторонних договорах стали
закрепляться способы обеспечения выполнения их участниками
принятых обязательств, важнейшее место среди которых занимает
контроль.
Настоящее издание посвящено сложной правовой проблеме –
применению европейских правовых стандартов. Однако, несмотря
на сложность поднимаемых в ней проблем, книга читается
легко, поскольку автор стремился писать простым языком,
доступным даже
неспециалисту. В то же время затрагиваются такие острые
правовые
проблемы, как место постановлений Европейского Суда по
правам
человека в российской правовой системе, производство о
признании экстремистскими информационных материалов и
соблюдение
правовых процедур. Исторический экскурс, возвращающий
читателя к процессам Даниэля и Синявского, Джордано Бруно,
Жанны д Арк, Иисуса Христа, Сократа, позволяет ему по-новому
увидеть окружающую правовую действительность.
Книга написана для самого широкого круга читателей – для
всех
интересующихся вопросами свободы убеждений, правами
человека;
она может быть полезна не только тем, кто изучает вопросы
применения Европейской конвенции о защите прав человека в
ходе научной работы и в рамках получения образования, но и
для правоприменителей – прокуроров, судей, а также для тех,
кто профессионально
занимается защитой прав и свобод человека.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ ДЕЛ С
ПРИМЕНЕНИЕМ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
II. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
III ОПУБЛИКОВАНИЕ КНИГ И СТАТЕЙ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕМЕ
ПРОЕКТА
Книга представляет собой коллекцию глав о месте Конвенции о
защите прав человека и основных свобод в правовыз системах
стран, вступивших в Совет Европы в течение последних 20 лет.
В книгу вошла и глава, посвященная России.
В целом на примере данного дела можно проследить, что
отсутствие в России специального нормативного регулирования
по вопросу исполнения постановлений Европейского суда по
правам человека решающим образом снижает эффективность
исполнения и полезность результата, который мог бы иметь
место после постановления Европейского суда по правам
человека. В национальном регулировании не определен круг
акторов, которые должны быть задействованы в применении тех
или иных видов мер общего характера, процедура их
взаимодействия, а компетенция Уполномоченного РФ при
Европейском суде по правам человека не простирается
настолько широко, чтобы не только определять необходимые
меры общего характера, но и давать соответствующие поручения
органам власти требовать их исполнения. Кроме того,
очевидно, что при текущей нагрузке рассматриваемых в ЕСПЧ
против России дел Уполномоченный РФ при ЕСПЧ, являющийся по
сути единственным определенным законодательством актором,
задействованным в процессе исполнения решений ЕСПЧ, не
способен на практике проводить методичную, четкую и внятную
политику исполнения решения.
Данное издание является информационно-методическим пособием,
призванным помочь адвокатам, юристам и правозащитникам в
осуществлении защиты прав граждан на доступ к правосудию
ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном
деле. В нём собраны решения Конституционного и Верховного
суда Российской Федерации, изложена позиция специалистов НИИ
Генеральной Прокуратуры РФ, проанализирована на конкретном
примере прокурорско-судебная практика производства по
уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся
обстоятельств в Приморском крае, приведены рекомендации
автора, который посвятил изучению данной темы 3 года
Данный доклад затрагивает проблему реализации права на
предоставление бесплатной юридической помощи по гражданским
делам согласно практике Европейского Суда по правам человека
Россия является членом Совета Европы и участником Конвенции о
защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), в
связи с чем в ее национальном законодательстве должны быть
определены правовые последствия постановлений Европейского
суда по правам человека
Цель материала - показать ценность применения в российских
судах Конвенции о защите прав человека и основных свобод
(далее – Конвенция) для защиты прав на национальном уровне,
то есть до и вместо обращения в Европейский суд по правам
человека.
В данной статье автор рассматривает вопросы соблюдения прав и
свобод человека по делам из публичных правоотношений с учетом
принципа правовой определенности. Анализ осуществлен с учетом
материалов, использованных Конституционным Судом РФ при
рассмотрении дела о соответствии Конституции РФ ряда норм ГПК
РФ и новейшей практике Европейского Суда по правам человека.
В Российской правовой системе есть еще уникальный
инструмент, который не является законодательством как
таковым, не является судебным актом, выполняет
нормотворческую функцию и используется для единообразного
применения национального законодательства. Это постановления
Пленума Верховного суда РФ. Далее будут отстаиваться
позиция, согласно которой ППВС обладают всеми необходимыми
свойствами для единообразного применения российского
законодательства и являются эффективными в выполнении этой
функции на практике. Поэтому данный механизм может и должен
быть использован для полного и единообразного применения
европейской Конвенции о защите прав человека и основных
свобод (далее — Конвенция) национальными судами.
В данной статье дается краткий анализ причин внесения
изменения в ГПК РФ, включая предшествующую практику
Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда
РФ. Проанализированы результаты внесения изменений в ГПК РФ и
даны концептуальные предложения по дальнейшему его
реформированию
Главная новость судебной системы России за прошедшие месяцы —
ратификация Российской Федерацией Протокола 14 к Конвенции о
защите прав человека и основных свобод, что позволяет начать
долгожданную реформу Европейского суда по правам человека.
4 февраля 2010 Президент РФ на Совещании по вопросам
совершенствования судебной системы в своем вступительном
слове выразил очень важные идеи о совершенствовании системы
защиты прав и свобод человека: «… мы заинтересованы в том,
чтобы таким образом усовершенствовать наше правосудие, чтобы
оно было эффективным, и создать условия, когда у наших
граждан не было бы необходимости прибегать к услугам
международных судов или, во всяком случае, количество таких
случаев было бы существенно меньше. Потому что наша задача –
создать именно качественное правосудие, которое помогает
нашим гражданам непосредственно в стране»
В прошедшем месяце в прессе прошло много публикаций о
необходимости учета постановлений Европейского суда по правам
человека для предотвращения нарушений Конвенции о защите прав
человека и основных свобод (см., например, «Судьи должны
постоянно держать перед глазами ключевые цитаты из
европейских решений, чтобы в ежедневной работе
ориентироваться на Страсбург» // Российская
газета).
Статья, является частью проведенного исследования по
вопросу восприятия российской судебной системой норм
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и
постановлений Европейского суда по правам человека. Целью
статьи является сравнить нормативные разъяснения Пленума
Верховного Суда РФ, регулирующие вопросы применения норм
международного права в целом и Конвенции в частности, и
практику рассмотрения Верховным Судом РФ конкретных дел с
применением Конвенции и постановлений ЕСПЧ.
Ключевые слова: Европейская конвенция о защите прав
человека и основных свобод, Европейский суд по правам
человека, постановления Пленума Верховного суда РФ, прямое
применение норм международного права
Даже спустя двенадцать лет с момента вступления Конвенции о
защите прав человека и основных свобод в силу в отношении
Российской Федерации вопросы о том, каково же место этого
международного документа в иерархии источников права в России,
какое юридическое значение имеют решения Европейского суда по
правам человека (далее — ЕСПЧ) для российских законодателей,
судей и адвокатов остаются открытыми. При этом с течением времени
споры будут лишь обостряться. Насколько можно говорить о
непосредственном применении гарантий, установленных Конвенцией о
защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция), и
стандартов, выработанных ЕСПЧ, в национальных правовых системах?
Данная статья, является частью проведенного исследования по
вопросу восприятия российской судебной системой норм Конвенции и
постановлений ЕСПЧ
К такому выводу пришли участники круглого стола «Компенсация за
Несвоевременное Разрешение Судебных Споров как Фильтр Жалоб в
Европейский Суд по Правам Человека», прошедший в Екатеринбурге,
Россия в июле
В статье анализируется статус норм Конвенции о защите прав
человека и основных свобод 1950 г. (далее - Конвенции) в
законодательстве Российской Федерации и в судебной практике.
Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или
права на исполнение судебного акта в разумный срок» вступил
в силу 4 мая 2010 г. Данный Закон призван ускорить
рассмотрение дел в судах и исполнения их решений,
компенсировать звонкой монетой медлительность судей и
приставов, а также уменьшить число обращений россиян в
Европейский суд по правам человека по аналогичным жалобам.
На первый взгляд, получить денежную компенсацию заманчиво, а
написать заявление легко, но только на первый взгляд...
В предыдущих ежемесячных колонках освещались новости
взаимоотношения между Россией и Советом Европы, восприятие
Президентом России, Государственной Думой России и высшими судами
России взятых на себя международных обязательств по правам
человека. Была выражена надежда, что инициатива вышестоящих
должностных лиц и судей будет подхвачена нижестоящими судами,
образующими основу судебной системы.
С 1 сентября 2009 г. Свердловской региональной общественной
организацией «Сутяжник» (далее – ОО «Сутяжник») начата
работа над проектом «Стратегическое применение Конвенции о
защите прав человека в судах России».
Работа исследует степень применения Конвенции о защите прав
человека и основных свобод в судах России и проблемы, с
которыми
юристы сталкиваются при ведении дел с использованием
положений
Конвенции. Также исследуется специфический инструмент
российской
правовой системы, которым оперируют юристы для применения
Конвенции — постановления Пленума Верховного Суда РФ.
В 2010 году Президент Российской Федерации всерьез занялся сроками
российского правосудия, «чтобы было меньше поводов для обращения в
международные инстанции».
В статье анализируется национальный статус норм международного
права в целом и Конвенции о защите прав человека и основных свобод
(далее — Конвенции) в частности в законодательстве Российской
Федерации.
Наиболее значимым из Постановлений Европейского Суд по правам
человека (далее ЕСПЧ), вынесенных по делам о защите свободы
совести из России, было Постановление ЕСПЧ по делу «Кимля и
другие против РФ» от 01.10.2009.1 Оно отличается от других дел
рассмотренных ЕСПЧ и связанных с препятствием в осуществлении
свободы совести, таких «Армия спасения против РФ»,
«Саентологическая Церковь Москвы против РФ», «Кузнецов и другие
против РФ», «Баранкевич против РФ» тем, что в вышеуказанных
Постановлениях нарушение положений Конвенции было установлено в
связи с фактом нарушений российских законов
В прошлой
колонке мы писали о ратификации Российской Федерацией
Протокола 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
и возможных последствиях этой ратификации в первую очередь для
российской правовой системы. Было высказано предположение, что 8
февраля 2010 г. ратификацией Протокола 14 дан старт не столько
запоздавшей реформе Европейского суда по правам человека, сколько
кампании по совершенствованию работы российских судей, «чтобы у
россиян не возникало поводов для обращения в Европейский суд по
правам человека» (Президент РФ Д.А. Медведев). Первые позитивные
изменения не заставили себя долго ждать.
Главная новость судебной системы России за прошедший месяц —
ратификация Российской Федерацией Протокола 14 к Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод, что
позволяет начать долгожданную реформу Европейского суда по
правам человека.
Неисполнение судебных актов проблема всей правовой системы
РФ, поскольку неисполнение судебных актов подрывает доверие
к суду, обесценивает значимость судебной власти. Ежегодно
Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ) выносит
Постановления о нарушении РФ ст. 6 Европейской Конвенции о
защите прав человека и основных свобод ( далее Конвенции),
полагая, что неисполнение судебных актов является нарушением
права на справедливый суд.
Если вам никогда не доводилось бывать в новом здании
Законодательного собрания Свердловской области, то
обязательно стоит записаться на прием к председателю
областной Думы Н.Воронину и попросить его провести вам
экскурсию. Как раз, в минувший четверг, 17 декабря, спикер
проводил экскурсию для коллег-законодателей из регионов УрФО.
Когда под сиянием сотен больших и малых лампочек ты проходишь
рядом со знаменами и позолоченными гербами территорий
Свердловской области, то создается впечатление, что попал ты
в Зал Национальной Славы.
Как ни странно, но даже спустя одиннадцать лет с момента
вступления Конвенции в силу в отношении Российской Федерации
вопросы о том, каково же место этого международного
документа в иерархии источников права в России, какое
юридическое значение имеют решения Европейского Суда по
правам человека для российских законодателей и судей
остаются открытыми. При этом с течением времени споры,
видимо, будут лишь обостряться. Насколько можно говорить о
непосредственном применении гарантий, установленных
Конвенцией, и стандартов, выработанных Европейским Судом, в
национальных правовых системах? В статье предлагается один
из возможных подходов к данной проблеме, который, хотя и
является весьма спорным, заслуживает внимания. Ключевые
слова статьи: статус Конвенции, статус практики Европейского
Суда, непосредственное применение Конвенции судами,
постановления в отношении Российской Федерации
В статье рассматриваются категории дел, содержащих
структурные проблемы нарушения Россией Конвенции о
защите прав человека и основных свобод, исследуются
результаты принятия государством мер во исполнение
постановлений Европейского Суда по правам человека,
анализируются причины их неэффективности. Автором
также предлагаются правовые и организационные средства
совершенствования механизма реализации
обязательств государства, возникающих из постановлений
Европейского Суда.
В статье автор обращает наше внимание на правовую позицию
Конституционного Суда РФ, состоящую в том, что "решения
Европейского суда по правам человека <...> являются
составной частью российской правовой системы, а потому
должны учитываться федеральным законодателем при
регулировании общественных отношений и правоприменительными
органами при применении соответствующих норм права"
(Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 5 февраля
2007 г.)
Установив в части 4 статьи 15 Конституции РФ принцип
непосредственной применимости Конвенции о защите прав
человека и основных свобод (далее – Конвенция) в
национальных судах, нужно еще и научиться работать с
Конвенцией и видеть в ней те гарантии, которых нет в
российском законодательстве и, что самое главное, в
практике. В первой части данной работы мы рассмотрим
сушествующий законодательных мезанизм применения Конвенции в
судах России. Во второй части – пример гарантий Конвенции в
делах о принцдительной госпитадизации.
Самый главный вывод состоит в том, что на сегодня не
существует препятствия для применения в национальных судах
толкования Конвенции о защите прав человека и основных
свобод (далее – Конвенция), осуществляемого Европейским
судом по правам человека (далее – Европейский суд).
Статья освещает законодательство Российской Федерации о
непосредственном применении норм международного права и в
частности Европейской конвенции о защите прав человека.
Статья опубликована на русском и английском языках
Доклад непосредственно связан с проблемой применения
Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод в судах Российской Федерации и посвящен способам
обучения судей и сторон дела применению Конвенции и
прецедентного права Европейского суда по правам человека в
российском судебном процессе
В статье производится анализ принципа несоразмерности
налогообложения, парализующего реализацию гражданами их
конституционных прав, сформулированного Конституционным
Судом РФ в Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По
делу
о проверке конституционности ряда нормативных актов города
Москвы и Московской области, Ставропольского края,
Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих
порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное
жительство в названные регионы» и положенного в основу его
определений от 13 июня 2006 года № 272-О «По жалобам
граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима
Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их
конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового
кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского
процессуального кодекса РФ» и № 274-О «По жалобам граждан
Ахалбедашвили Мамуки Гурамовича и Молдованова Константина
Викторовича на нарушение их конституционных прав
подпунктом
10 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской
Федерации», которыми признаны неконституционными нормы
Налогового кодекса и Гражданского процессуального кодекса
РФ, запрещающие суду удовлетворять ходатайства об
освобождении от уплаты госпошлины вследствие тяжелого
материального положения заявителя при подаче иска
(заявления) в суд общей юрисдикции и при обращении с
заявлением о снятии копий с материалов судебного дела;
производится сравнительный анализ данных определений и
Определения Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. №
70 «По жалобе гражданки Крутиковой Ольги Анатольевны на
нарушение ее конституционных прав частью второй пункта 3
статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной
пошлине», принятого по вопросу освобождения от уплаты
госпошлины по имущественным основаниям при обращении в
арбитражные суды.
РОССИЯ, Чита. 27 июня Читинский областной суд вновь
отказался соблюдать международные нормы, которые уже около
10 лет являются составной частью российского правосудия.
Судебная коллегия по гражданским делам облсуда при
рассмотрении кассационной жалобы читинца Юрия Мария
отказалась учитывать ходатайство истца о применении норм
Европейской конвенции о защите прав человека.
Статья посвящена некоторым аспектам актуальнейшей проблемы
соотношения национального и международного права в
контексте соотношения решений Конституционного Суда РФ и
Европейского Суда по правам человека в свете последних
решений как одного, так и другого судов
Инициатива Еврокомиссии и Совета Европы по сокращению
исков, поступающих в Европейский суд по правам человека из
России, не вызывает энтузиазма у российских правозащитников
и юристов. Большинство из них сходятся во мнении: причина
не в квалификации судий на местах, а в марионеточном
состоянии правоохранительной системы в стране
В издании основное внимание уделено исполнению
постановлений Европейского суда государствами – членами
Совета Европы, органам Совета Европы, осуществляющим
контроль за исполнением постановлений. Эти аспекты являются
значимыми не только с академической, но и с практической
точки зрения.
Может быть использовано представителями законодательной,
судебной, исполнительной власти, практикующими юристами и
адвокатами при решении практических проблем, возникающих
при исполнении постановлений Европейского суда.
Избранный от России в состав судей Европейского суда по
правам человека Анатолий КОВЛЕР в том числе о применении
Конвенции и прецедентной практики Европеского суда по
правам человека в судах России и о профессионализме
ОО "Сутяжника" в подготовке обращений в Европеский суд
В издании представлены материалы процессов, связанных с
защитой гражданских, политических, социальных и культурных
прав в российских судах, проведенных с участием юристов
ОО "Сутяжник"